Эксклюзив
Подберезкина Ольга Алексеевна
04 декабря 2024
734

Логистические и торговые отношения между Россией и КНДР: исторические и современные аспекты взаимодействия

В работе исследуются исторические и современные аспекты взаимодействия двух стран в сфере логистики и торговли. В первой части анализируется история взаимосвязей между Россией и КНДР, начиная с советского периода и до настоящего времени. Особое внимание уделяется развитию железнодорожных маршрутов и строительству моста Дружбы как ключевым элементам логистической инфраструктуры. Во второй части статьи рассматриваются существующие логистические возможности, включая оптимизацию транспортных коридоров и потенциальные экономические выгоды от сотрудничества. Также обсуждаются вызовы и барьеры, влияющие на логистические операции между странами, такие как политические риски и правовые ограничения. В заключение представлены рекомендации по улучшению логистических связей и развитию торговых отношений на основе полученных выводов. 

В условиях увеличения санкционного давления, взаимодействие между Россией и КНДР стало объектом интереса как для ученых, так и для практиков в сфере логистики и международной торговли. Исторически сложившиеся связи между двумя странами, которые имеют общие границы и схожие экономические интересы, прошли через множество трансформаций, начиная с периода корейской войны, распада Советского Союза и заканчивая современными вызовами, связанными с международной политикой и экономическими санкциями.

После окончания Второй мировой войны и раздела Корейского полуострова на Северную и Южную Корею Советский Союз стал важным союзником КНДР. Сначала СССР поддержал КНДР во время корейской войны, предоставив Северной Корее оружие, боеприпасы, танки и самолеты. Советские военные эксперты и советники также помогали в подготовке войск, активно поддерживали Северную Корею на международной арене, включая предоставление дипломатической помощи в Организации Объединенных Наций и своего влияния для блокирования резолюций, осуждающих действия Северной Кореи.

Уже после окончания военного вторжения СССР оказывал значительную помощь в восстановлении экономики страны, поставляя оборудование и технологии, а также развивая транспортную инфраструктуру [1]. В это время активно развивались: – Железнодорожные маршруты. В 1952 году во время корейской войны был построен первый и единственный деревянный мост через реку Туманную на границе России и КНДР, в том же году в Корею пришли первые рабочие поезда. Временный деревянный мост не обеспечивал перевозку возрастающего грузопотока, поэтому в 1959 году совместными усилиями строителей обеих стран был построен мост с металлическими конструкциями на каменных устоях, получивший название «Мост Дружбы».

Железнодорожное сообщение между СССР и КНДР способствовало обмену товаров и ресурсов. Это стало основой для создания транспортной сети, которая позже стала важной частью логистики. – Торговля. Взаимный обмен товарами, такими как уголь, металлы и сельскохозяйственная продукция, стал основным направлением торговли между двумя странами. Создание совместных предприятий также дало импульс развитию логистических операций. Со стороны России осуществлялась поддержка в направлении восстановления промышленности, в том числе были отремонтированы или расширены: металлургический завод им. Ким Чака, сталелитейный завод в Сендине, Хыннамский завод химических удобрений, завод цветных металлов в Нампхо, цементный завод в Сынхори и т.д [2]. С распадом Советского Союза в начале 1990-х годов отношения между Россией и КНДР претерпели изменения. Экономические и политические трансформации в России и внутренние кризисы в КНДР привели к ряду проблем: – Снижение объемов торговли. Экономические реформы в России снизили объем товарообмена, что негативно сказалось на логистических связях между двумя странами [3].

 

Проблемы с инфраструктурой.

Устаревшая инфраструктура и нехватка финансирования привели к ухудшению логистических процессов и уменьшению транспортных потоков Переход на новый механизм торговли между странами был закреплен в соглашении, подписанным между КНДР и СССР в 1991 г. Отменялась клиринговая форма расчетов в рублях. Торговля переводилась на доллары США по ценам мирового рынка на основе заключения разовых контрактов, что в совокупности негативно сказалось на сотрудничестве.

В 2000-х годах, после прихода к власти Ким Чен Ира, КНДР начала активно искать новые пути взаимодействия с соседями. Россия, в свою очередь, стала осознавать стратегическую важность корейского союзника и возможности для расширения влияния в Восточной Азии, благодаря чему взаимовыгодный экспорт и импорт товаров обеих стран медленно, но планомерно увеличивался вплоть до 2014 года. Экономическое сотрудничество по началу осуществлялось в большей степени между регионами Дальнего Востока России и КНДР. Так, в 2003 году около двух тысяч северокорейских рабочих уже были заняты на заготовке древесины в Амурской области, а порядка трех тысяч были заняты в сельском хозяйстве и рыбной отрасли [4].

Несмотря на наличие исторических связей, а также попытки налаживания торговли и сотрудничества, товарооборот между РФ и КНДР упал с 2015 по 2020 год с $84,3 млн до $42,7 млн соответственно, а в 2022 году составил лишь $3,78 млн [5]. Такое сильное падение было связано с санкциями ООН, наложенных на Северную Корею из-за их ракетно-ядерной программы. Тем не менее, в 2023 году торгово-экономические отношения с РФ оживились, а в марте 2024 Россия наложила вето на продление мандата группы контроля за соблюдением режима санкций ООН, то есть действие санкций формально сохраняется до сих пор, однако контроль за их исполнением утратил силу. На сегодняшний день существует ряд возможностей для развития логистических и торговых отношений между Россией и Северной Кореей, которые обусловлены географическим соседством, ресурсными преимуществами со стороны России, политическими интересами, в том числе созданием новых союзов в условиях международной политической напряженности, а также преодолением трудностей, связанных с международной изоляцией и экономическими санкциями.

Анализ существующих торговых потоков показывает, что между Россией и КНДР есть значительный потенциал для увеличения объемов торговли. Россия может поставлять КНДР природные ресурсы, сельскохозяйственную продукцию, технические товары и оборудование. Это особенно актуально в условиях постоянно увеличивающегося напряжения между КР и КНДР: в октябре 2024 года Северная Корея полностью ликвидировала автомобильное и железнодорожное сообщение с Южной Кореей и произвела подрыв участков длинной в 60 метров [6], то есть прямое транспортное сообщение у Северной Кореи есть только с Китаем и РФ.

В свою очередь, КНДР может предложить России доступ к товарам легкой промышленности, особенно текстиля, рабочей силе, морепродуктам, средствам традиционной медицины и оружию. Для того, чтобы продолжать планомерно наращивать торговый оборот с соседом, России крайне важно инвестировать в транспортную инфраструктуру. В июне 2024 года правительство РФ и КНДР подписали соглашение о строительстве пограничного автомобильного моста, который будет функционировать в дополнение к уже существующим железнодорожным путям. Несмотря на это событие, ряд экспертов считают, что строительство может потребовать участие Китая в согласовании сооружения, что сделает проект долгореализуемым или вообще невозможным [7].

Кандидат экономических наук, профессор кафедры корееведения Восточного института ДВФУ Марина Кукла считает, что из-за договоренностей между Китаем и РФ, достигнутых по итогам визита Владимира Путина в Китай в мае 2024 года, возведение моста может помешать плаванию китайских судов в нижнем течении реки Туманная. Продвижению китайского судоходства «мешает даже действующий железнодорожный Мост Дружбы. Поэтому, возможно, нужно будет произвести еще углубление дна, такой вариант тоже существует», рассказала Кукла.

Следующей проблемой строительства моста является транспортная инфраструктура на территории России в Приморье: двухполосная дорога, которая сейчас есть в приграничных районах, не сможет обеспечить быструю доставку грузов с помощью нового автомобильного моста. Это создает дополнительные сложности для оценки инвестиционной привлекательности нового «Моста Дружбы», который соединит Россию и Северную Корею и даст возможность грузовому транспорту перемещать товары между странами. Исходя из вышеизложенных предпосылок развития товарооборота и логистической системы между Россией и Северной Кореей, необходимо нивелировать существующие противоречия за счет ряда мероприятий:

1. Увеличение инвестиций в транспортную инфраструктуру. Важно уделить особое внимание модернизации существующей транспортной инфраструктуры в Приморском крае. Это включает в себя не только строительство нового автомобильного моста, но и улучшение состояния дорожного покрытия в прилегающих территориях в целях обеспечения эффективной логистики и быстрой доставки грузов.

2. Создание совместных торговых зон. Рассмотрение возможности создания совместных торговых и логистических зон на границе, что позволит упростить процедуры таможенного оформления и ускорить товарооборот.

3. Учет интересов Китая. Россия и КНДР могут разрешить китайским судам проходить через мост Дружбы в Японское море, что положительно скажется на развитии Дальнего Востока и всей СевероВосточной Азии. Согласно японскому источнику [8], три страны уже начали переговоры о разрешении на прохождение китайскими судами приграничной реки Туманная в Японское море. Сейчас суда КНР могут свободно перемещаться по реке до деревни Фанчуань, но для выхода в море необходимо разрешение от РФ и КНДР.

Таким образом, возобновление диалога между Россией и КНДР в части развития логистической и транспортной системы, без сомнения, является взаимовыгодным способом для обоих государств извлечь пользу из сложившейся ситуации на внешнеполитической арене. Тем не менее, все еще остается ряд противоречий, которые необходимо урегулировать. Для планомерного и уверенного увеличения товарооборота между странами целесообразным является увеличение инвестиций в инфраструктурные проекты на границе, в том числе строительство нового моста, дорожного полотна и развязок со стороны России, которые смогут в будущем обеспечить быструю доставку грузов. Также важно учитывать интересы китайской стороны, для чего желательно углубить дно реки под существующим мостом и начать строительство нового автомобильного переезда че-

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован