Даже если Польша разблокирует переговоры России и Евросоюза, они могут затормозиться из-за претензий других членов ЕС - Англии и Литвы
Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский сообщил 21 января в Москве журналистам, что Варшава сняла свои возражения и переговоры по новому соглашению могут начаться уже в ближайшее время.
Однако новые претензии появились у Литвы. В минувшую субботу, выступая на экономическом форуме в Давосе, президент Валдас Адамкус заявил, что ЕС не должен спешить с подписанием базового соглашения с Россией.
"Мы не будем блокировать переговоры о разработке нового договора, но будем активно участвовать в разработке его положений", - пояснил "Ведомостям" член комитета по европейским делам литовского сейма Аудронюс Ажубалис. В частности, Литва намерена добиваться того, чтобы в новом соглашении были зафиксированы взаимные обязательства в сфере экспорта российских энергоносителей. "Мы хотим, чтобы Россия не использовала нефть и газ в качестве политического инструмента", - говорит Ажубалис. По словам парламентария, особый акцент в новом договоре должен быть сделан и на соблюдении Россией прав человека.
Великобритания в свою очередь хотела бы, чтобы при разработке нового соглашения ее европейские партнеры учли проблемы, существующие в отношениях Лондона и Москвы. 19 января британский министр иностранных дел Дэвид Милибэнд заявил BBC, что Великобритания "смогла получить гарантии, что мандат соглашения о партнерстве и сотрудничестве [между Россией и ЕС] будет включать ссылку на дело Литвиненко и обеспокоенность Европы, а не только Великобритании этой проблемой".
Ранее FT писала, что британские дипломаты хотели бы, чтобы в новом соглашении между Россией и ЕС были зафиксированы более упрощенные процедуры экстрадиции.
По европейским кабинетам ходят слухи, что после скандала с Британским советом Лондон намерен вообще затормозить разработку нового договора, знает зампред международного комитета Госдумы, председатель подкомитета по европейскому сотрудничеству Андрей Климов.
"Но и Россия не будет подписывать какие-либо соглашения, которые выгодны Евросоюзу, а для нас опасны", - уверен Климов.
Смысл ныне действующего соглашения, как и будущего договора, - зафиксировать правила игры между Россией и ЕС, идет ли речь об экспорте леса или безвизовом режиме, отмечает директор Центра европейских исследований ГУ-ВШЭ Тимофей Бордачев. Переговоры между Москвой и Брюсселем будут трудными, не сомневается Климов.
www.klimow.ru