В субботу, 2 октября, мы напечатали интервью с Евгением Игоревичем о его работе в поселковой школе, о зарплате и взглядах на жизнь. Многие учителя, звонившие нам после этой публикации, просили: расскажите подробнее о методике преподавания молодого словесника. Рассказываем!
- Давайте сначала вернемся на три года назад. В школу приехал молоденький 22-летний учитель. Обычно новичков ученики прощупывают. Вам удалось избежать этого?
- Задание детей и состоит в том, чтобы проверять учителей. Дети выясняют, как он или она отреагируют на их вызов. Вызов всегда есть, но я бы не сказал, что он злой. Это вызов доброжелательный, иронический, легкий. И если учитель неверно на него отреагирует, вот тогда возникает злость и даже, может быть, какое-то отвращение. А если учитель выйдет из этого положения достойно, так же иронически и так же с улыбкой, это и будет первой ступенькой к сближению.
У меня на первом уроке ученики сидят открыв рот. Никто никаких вопросов не задает, все слушают.
- Почему?
- Потом что я, приходя на первый урок, выдаю все, что только могу. Потому что я очень волнуюсь. А в этом состоянии из меня, наверное, энергии в три раза больше выходит.
- Что же вы выдаете?
- Нормальный классический урок. Но я готовлюсь к нему специально, серьезно, и я вкладываю в этот урок гораздо больше, чем во все остальные. Это диалог, общение, но по плану урока. Мне нужно, чтобы мы сразу навели друг к другу мосты. Мне всегда нравится первый урок. Чувствуется, когда ребятам интересно. Мне главное - первый урок провести, а все остальное - это уже вопрос техники.
- Не проверяли так: кнопки на стул?
- Нет, этого не было.
- А какие-то напряженные отношения с учениками были?
- Были с некоторыми. Но если возникает конфликт, я обязательно иду навстречу. Учитель всегда должен так поступать, даже если конфликт неразрешим, даже если ученик тебя на дух не переносит. Ты не должен наращивать злобу, пускай он злится, а я буду продолжать учить. И пытаться найти ту точку, которая будет интересна ему.
- А какие могут быть конфликты? Плохо учится, хамит, лодырничает?
- Плохо учится - это не конфликт, это нормально. А конфликт - это когда ученик демонстрирует пренебрежение, когда он делает так, чтобы учитель вышел из себя. Конфликты всегда связаны с проблемами межличностного общения. Причем у учителя есть свой плюс - он всегда может смириться, и при этом он никогда не может проиграть, даже если смирится. Если учитель смирится, не будет гневаться или злобно полемизировать, а улыбнется и скажет нечто доброе, он выиграет в глазах остальных детей в классе, а тот, кто хамит, становится агрессором.
Вот такое у меня правило - никогда не отвечать злом на зло. Хотя, честно, я иногда срываюсь.
- Каким образом? Вот у меня был учитель, который мелом кидался...
- Я могу в ответ на грубость сказать грубость, упрекнуть, сыронизировать.
- А с кем сложнее: со старшеклассниками или с младшими?
- Мне - со старшеклассниками. С ними можно говорить более серьезно. А труднее всего со средним звеном, с подростками. У них больше эмоций.
- У вас собственные педагогические приемы?
- Самый главный - это диалог. Весь учебный материал можно втянуть в диалог. А больше всего я люблю `формулу улыбчивого общения` - когда я могу свести ситуацию к той, которая вызовет улыбку.
Я слишком логический человек. Я больше учу думать, хотя задача у меня, конечно, универсальная: затронуть и ум, и сердце. Но лучше у меня получается интеллектуальная сфера. Мои ребята великолепно умеют полемизировать, аргументировать свою точку зрения.
- А в чем ваша задача как учителя - чтобы ребята знали назубок орфограммы? Или с удовольствием читали классику?
- У нас есть задание, которое называется `свободное письмо`. Тут не имеет никакого значения, как ученик пишет, какие мысли выражает. Он может даже нарисовать какую-нибудь картинку. `Свободное письмо` формирует способность говорить свободно. А сочинения я всегда оцениваю по содержанию. Знаете, чего я больше всего не люблю? Неискренности. Если я получил пусть маленькое сочинение, но искреннее - это будет оценено достойным образом. А если ученик пытается выдать мысли учителя за свои, рассчитывая на пятерку, - это уже совершенно другое. Я буду всматриваться в структуру сочинения.
- Старшеклассники обычно читают детективы, фантастику (если, конечно, вообще читают). А в школе в это время их `пичкают` классикой. Что вы делаете, чтобы ребята читали такую литературу?
- Нужно, чтобы литература перестала быть для них классикой - в том жутком представлении о классике, которое сейчас существует. У нас слово `классика` ассоциируется с чем-то настолько ветхим и застарелым... Вот я люблю модную музыку, а ты любишь классику, какой-то ты вообще не современный, с тросточкой тебе надо ходить и в шляпе. А это совершенно неверно, потому что классика это вечно актуальная вещь.
Я увидел по телевизору, что на обломках спортзала в Беслане нашли учебник, развернутый на `Кавказском пленнике`, прихожу в класс и говорю: `Вы не читали `Кавказского пленника` Толстого?` И рассказываю этот случай. Почему в этой страшной ситуации человеку еще нужно было читать, с какой стати, как вы думаете, читал он `Кавказского пленника`? Я говорю: `Кто хочет прочитать, пожалуйста, поднимите руки`. Несколько человек поднимают и рассказывают мне на следующем уроке аналогии с современностью.
Когда я могу применить литературное произведение для своей жизни, что-то из него почерпнуть - только в этом случае можно привить интерес к классической литературе.
- А столичные школьники чем-то отличаются от ваших учеников в поселке Крылово?
- Дети везде одинаковые - интересные, умные. Москвичи из класса, где я вел урок, мне так здорово дали определение, каков он - мудрый человек... Они уловили суть: мудрость, по их мнению, - это соединение теории и практики в нечто одно, мудрость - это умение жить полной жизнью. А это всего-то 7-й класс!
У меня классное руководство в 7-м.
- Классное руководство еще?! Ходите в походы?
- Конечно. Обычно в конце четверти - День здоровья. Слава Богу, природа у нас позволяет. За околицу вышел - вот уже и дикая природа.
Генеральный спонсор конкурса `Учитель года России`: ОАО `Банк внешней торговли`. Попечители: ООО `Гуманитарный издательский центр `Владос`, ЗАО `Научно-производственный компьютерный центр `Формоза-Альтаир`, компания `Интел Текнолоджис Инк`.
06 октября 2004 г.
Александр МИЛКУС
ЗАО ИД `Комсомольская правда`, 2002
http://nvolgatrade.ru/