22 сентября 2001
2045

Луной был полон... Ад!

В Театре Луны под руководством Сергея Проханова совсем недавно был "Фауст" - мистическое действо с великолепным Анатолием Ромашиным в главной роли. Его Фауст уходил из жизни в момент наивысшего душевного подъема,произнеся магическую фразу: "Остановись, мгновенье, ты прекрасно!"
Есть некая мистика, жутковатая аллегория в том, что, сыграв это на сцене, Анатолий Владимирович погиб на волне популярности, пытаясь построить у себя на даче летний театр. Скоро Театр Луны отметит печальную годовщину его гибели. Сергей Проханов, экстремальный актер, режиссер и человек, воздвиг одному из своих лучших артистов "памятник нерукотворный": учредил премию "Ромашка" и поставил нового "Фауста", посвятив его памяти Ромашина.

Спектакль называется "Старый новый Фауст". И он вовсе не является повторением предыдущего: в нем смещены акценты, заложены другие идеи, да и сам Фауст совсем иной - Никита Высоцкий. Его герой угрюм, нелюдим и настолько тяжеловесен, настолько непробиваем, что невольно начинаешь сочувствовать бедолаге-Мефистофелю, так лопухнувшемуся с выбором жертвы. Кажется, что вот-вот этот монументальный Фауст, напоминающий ожившую статую Командора, прихлопнет наглого черта, как надоедливого комара. Высоцкий не играет риторический вариант - человека, поддавшегося искушению страстей. Его герой давно уже если не заложил, то потерял душу в каких-то чудовищных жерновах судьбы, о которых не говорится впрямую, но это явно прочитывается в рисунке актерской игры. Поэтому на явление ему с известным предложением адского искусителя он реагирует скептически равнодушно. И соглашается на сделку, похоже, не потому, что вдруг возжелал отведать развлечений от адской кухни, а просто больно уж черт этот настырный надоел! Высоцкий с подачи режиссера Проханова бестрепетно ломает каноны классического "Фауста". Но тем страшнее и величественнее апофеоз спектакля, когда вот такой, казалось бы, равнодушный ко всему Фауст в финале принесет себя в жертву, чтобы спасти погубленную им Маргариту.

В роли Мефистофеля - блистательно-эксцентричный Александр Резалин. Он играл эту роль и в первой версии - с Ромашиным. Но изменился спектакль, пришел новый Фауст, и Резалин, с непринужденностью истинного черта, легко меняющего обличье, предстал в ином качестве. Обладая колоссальной внутренней энергетикой, он с первого мгновения своего появления полностью завладевает вниманием зала и уже не отпускает его до самого финала. Мефистофель у актера столь же не традиционен, как и Фауст Высоцкого. Скучающий черт, в немалой степени манкирующий своими обязанностями, заваливается в дом к готовому свести счеты с жизнью доктору Фаусту, прихватив с собой за компанию парочку бездарных актеров - плохонькая, но свита! - чтобы наглядно показать им, как надо играть... "Фауста"! И начинается шоу Мефистофеля! С великолепными танцами, со страстными монологами, с идиотскими выходками.

Вы когда-нибудь видели Мефистофеля, самозабвенно играющего на аккордеоне или демонстрирующего топографическую карту... Ада? Классическая фраза из Гете "Мне скучно, бес!" никак не может адресоваться Мефистофелю Резалина. С ним можно, скорее, рехнуться, но только не соскучиться! Неподатливость Фауста - Высоцкого, похоже, только стимулирует его, провоцирует на новые каверзы. И когда буквально озверевший Фауст попросту взревет: "Свинья!", на лице Мефистофеля возникнет удовлетворенная ухмылка: достал-таки! Но в Мефистофеле Резалина есть еще один, более глубокий пласт: искушая "по долгу службы", он словно бы предостерегает Фауста - издевками, намеками, будто бы пытается удержать от самого себя.

Замечательный дуэт Высоцкий - Резалин - подлинная находка и удача Проханова. В жестком противостоянии их персонажей, в многоликости создаваемых образов, в том, как они на миг, внезапно меняются ролями, воплощена аллегория неоднозначности понятий добра и зла, черного и белого.

Трепетная Маргарита очень юна, наивна, набожна - этакая Красная Шапочка среди волков. Ее, как хрупкий цветок у дороги, безжалостно раздавит пронесшаяся колесница бесовских страстей. Хотя есть в ней что-то такое, отчего дрогнет Фауст, что заставит его вернуться и возродиться. Полная ей противоположность - действительно прекрасная Елена, от бесстыдства которой на миг станет не по себе и искушеннейшему Мефистофелю.

Проханов создал новый миф. Можно не соглашаться с его идеями и видениями, но невозможно оставаться равнодушным к увиденному. Этот "Фауст" - очень яркий, очень современный, так или иначе, будоражит душу, заставляет задуматься, даже мысленно оглянуться украдкой: а не стоит ли и за моим плечом черт?

Светлана КУЗИНА
("Сударушка", 2001 год)

rezalin.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован