В Театре Луны под руководством Сергея Проханова совсем недавно был "Фауст" - мистическое действо с великолепным Анатолием Ромашиным в главной роли. Его Фауст уходил из жизни в момент наивысшего душевного подъема,произнеся магическую фразу: "Остановись, мгновенье, ты прекрасно!"
Есть некая мистика, жутковатая аллегория в том, что, сыграв это на сцене, Анатолий Владимирович погиб на волне популярности, пытаясь построить у себя на даче летний театр. Скоро Театр Луны отметит печальную годовщину его гибели. Сергей Проханов, экстремальный актер, режиссер и человек, воздвиг одному из своих лучших артистов "памятник нерукотворный": учредил премию "Ромашка" и поставил нового "Фауста", посвятив его памяти Ромашина.
Спектакль называется "Старый новый Фауст". И он вовсе не является повторением предыдущего: в нем смещены акценты, заложены другие идеи, да и сам Фауст совсем иной - Никита Высоцкий. Его герой угрюм, нелюдим и настолько тяжеловесен, настолько непробиваем, что невольно начинаешь сочувствовать бедолаге-Мефистофелю, так лопухнувшемуся с выбором жертвы. Кажется, что вот-вот этот монументальный Фауст, напоминающий ожившую статую Командора, прихлопнет наглого черта, как надоедливого комара. Высоцкий не играет риторический вариант - человека, поддавшегося искушению страстей. Его герой давно уже если не заложил, то потерял душу в каких-то чудовищных жерновах судьбы, о которых не говорится впрямую, но это явно прочитывается в рисунке актерской игры. Поэтому на явление ему с известным предложением адского искусителя он реагирует скептически равнодушно. И соглашается на сделку, похоже, не потому, что вдруг возжелал отведать развлечений от адской кухни, а просто больно уж черт этот настырный надоел! Высоцкий с подачи режиссера Проханова бестрепетно ломает каноны классического "Фауста". Но тем страшнее и величественнее апофеоз спектакля, когда вот такой, казалось бы, равнодушный ко всему Фауст в финале принесет себя в жертву, чтобы спасти погубленную им Маргариту.
В роли Мефистофеля - блистательно-эксцентричный Александр Резалин. Он играл эту роль и в первой версии - с Ромашиным. Но изменился спектакль, пришел новый Фауст, и Резалин, с непринужденностью истинного черта, легко меняющего обличье, предстал в ином качестве. Обладая колоссальной внутренней энергетикой, он с первого мгновения своего появления полностью завладевает вниманием зала и уже не отпускает его до самого финала. Мефистофель у актера столь же не традиционен, как и Фауст Высоцкого. Скучающий черт, в немалой степени манкирующий своими обязанностями, заваливается в дом к готовому свести счеты с жизнью доктору Фаусту, прихватив с собой за компанию парочку бездарных актеров - плохонькая, но свита! - чтобы наглядно показать им, как надо играть... "Фауста"! И начинается шоу Мефистофеля! С великолепными танцами, со страстными монологами, с идиотскими выходками.
Вы когда-нибудь видели Мефистофеля, самозабвенно играющего на аккордеоне или демонстрирующего топографическую карту... Ада? Классическая фраза из Гете "Мне скучно, бес!" никак не может адресоваться Мефистофелю Резалина. С ним можно, скорее, рехнуться, но только не соскучиться! Неподатливость Фауста - Высоцкого, похоже, только стимулирует его, провоцирует на новые каверзы. И когда буквально озверевший Фауст попросту взревет: "Свинья!", на лице Мефистофеля возникнет удовлетворенная ухмылка: достал-таки! Но в Мефистофеле Резалина есть еще один, более глубокий пласт: искушая "по долгу службы", он словно бы предостерегает Фауста - издевками, намеками, будто бы пытается удержать от самого себя.
Замечательный дуэт Высоцкий - Резалин - подлинная находка и удача Проханова. В жестком противостоянии их персонажей, в многоликости создаваемых образов, в том, как они на миг, внезапно меняются ролями, воплощена аллегория неоднозначности понятий добра и зла, черного и белого.
Трепетная Маргарита очень юна, наивна, набожна - этакая Красная Шапочка среди волков. Ее, как хрупкий цветок у дороги, безжалостно раздавит пронесшаяся колесница бесовских страстей. Хотя есть в ней что-то такое, отчего дрогнет Фауст, что заставит его вернуться и возродиться. Полная ей противоположность - действительно прекрасная Елена, от бесстыдства которой на миг станет не по себе и искушеннейшему Мефистофелю.
Проханов создал новый миф. Можно не соглашаться с его идеями и видениями, но невозможно оставаться равнодушным к увиденному. Этот "Фауст" - очень яркий, очень современный, так или иначе, будоражит душу, заставляет задуматься, даже мысленно оглянуться украдкой: а не стоит ли и за моим плечом черт?
Светлана КУЗИНА
("Сударушка", 2001 год)
rezalin.ru