"В прошлом году на Москву было оказано беспрецедентное давление, чтобы осуществить здесь гей-парад, который кроме как сатанинским действом назвать никак нельзя. Мы этот гей-парад не допустили и не допустим впредь", - заявил московский градоначальник Юрий Лужков, комментируя в конце января возможность проведения данного мероприятия в столице. Разубедить Лужкова не смогли и мэры четырех крупнейших столиц мира на вчерашней встрече в Лондоне. Напротив, мэр пошел еще дальше и сравнил пропаганду гомосексуализма с пропагандой курения, алкоголизма и наркомании. А чтобы окончательно обезопасить родной город от нашествия лиц "не той" сексуальной ориентации, Мосгордума приняла в среду во втором чтении поправки к столичному закону о митингах.
Новый московский закон, по мнению большинства аналитиков и оппозиционных фракций в городском парламенте, направлен на радикальное ограничение количества массовых собраний и мероприятий любого рода и, по большому счету, позволяет городским властям, например, запрещать проведение школьных собраний или служб в храмах и мечетях. Возможным это становится в связи с тем, что главным принципом, которым будут руководствоваться власти в случае, если данный закон вступит в силу, будет "принцип заполняемости помещений". То есть, в случае, если представитель органа власти (городского или муниципального в зависимости от масштаба мероприятия) придет к выводу, что в митинге, пикете или собрании планирует принять участие большее количество людей, чем может вместить помещение, улица либо площадь, где будет проходить массовое мероприятие - то он его попросту не разрешит. При том что критерии будут достаточно произвольные. Как сообщил прессе руководитель Департамента территориальных органов исполнительной власти города Москвы Сергей Зверев, они будут определяться "для территорий из расчета два человека на один квадратный метр, а в помещении из расчета количества посадочных мест".
По словам депутата от фракции "Яблоко - объединенные демократы" Ивана Новицкого, новые требования крайне странные. Взять хотя положение, предполагающее необходимость сообщать властям о пикете не позднее, чем за три дня, а о митинге - за десять дней, могут лишить эти мероприятия смысла. "Например, повестка заседания Мосгордумы, назначенного на среду, становится известна только в понедельник. Тогда граждане, несогласные с одним из вопросов повестки, смогут выйти на пикет только в четверг - уже после того, как вопрос будет решен", - напрасно удивляется депутат. Ведь достаточно очевидно, что власти города, именно таким образом и собирались снижать политическую активность москвичей.
Кстати, надо отметить, что есть уже и первая категория граждан России, которая пострадала от норм, используемых в новом законе, несмотяр на то, что он еще окончательно не принят и не вступил в законную силу. Ведь именно ограниченность территории и стало причиной отказа в проведении акции сексуальных меньшинств в мае прошлого года. Активисты хотели пройти по Мясницкой, где нельзя перекрывать одностороннее движение в будний день. Это, согласно федеральному закону, возможно только в государственные праздники.
Кстати, помимо норм, ограничивающих права граждан на массовые мероприятия (теперь уже вне зависимости от их "сексуальной ориентации"), в законе оказались и нормы, прямо противоречащие федеральному законодательству. Так федеральный закон гласит, что организаторы за 10 дней обязаны подать в органы власти письменное уведомление о проведении митинга, пикета или шествия, если это не акция, проводимая одним участником. А "мудрые" столичные депутаты добавили к формулировке проведение собраний. В итоге, естественно, получилось, что любители шахмат или члены родительского комитета школы, а также любая община верующих, для того чтобы собраться, обязаны поставить об этом в известность префектуру.
Правда, это положение, скорее всего, было введено в закон специально, чтобы им в итоге пожертвовать. По крайней мере, такое впечатление создалось после того как представитель мэра Москвы в Мосгордуме Анатолий Петров заявил после голосования депутатам: "Если возможно вернуться в режим до обсуждения мотивов голосования, я бы забрал этот документ на заключение мэра. Вы можете сделать это в любую минуту. Вот я это и делаю". И действительно - сделал. Теперь судьбу законопроекта предстоит решать лично Юрию Лужкову, который, по мнению наблюдателей, слово "собрания" из документа попросит исключить, а вот нормы, по которым в свое время удалось запретить гей-парад, наверняка оставит, на всякий случай. Мало ли что придет в голову этим непредсказуем представителям "сексуальных меньшинств".
01.03.07.
Иван Иванников
Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2007.