Для тех, кто подзабыл события десятилетней давности: массовая приватизация была, помимо основной своей сути, еще и главным спектаклем эпохи. Первое действие этого спектакля вышло трагическое. Сторонники приватизации (президент Ельцин и вообще демократы) и ее враги (возглавляемый Хасбулатовым Верховный совет) года полтора с паучьей серьезностью отменяли решения друг друга - а потом случился октябрь 93-го с танковой пальбой по парламенту и ночным боем в Останкино.
Второй акт оказался, слава Богу, веселее. Стрельбу сменил скандал между виднейшими членами ельцинской команды. Юрий Лужков поносил Анатолия Чубайса, главного приватизатора, за разбазаривание народной собственности: как же, мол, так - за какие-то дурацкие бумажки (ваучеры) раздают кому ни попадя самое настоящее имущество, в том числе - экая наглость! - и московское. Чубайс в ответ столь же звучно бранил Лужкова за открытое неповиновение указам президента, установившим единый порядок (ваучерный) приватизации для всей страны, включая - да-да, Юрий Михалыч! - и Москву. Ельцин выслушивал бранящихся сподвижников с истинно царской невозмутимостью. Порой он заявлял публике, что он велел Чубайсу не трогать Москву. А порой - что полностью поддерживает Чубайса. Словом, веселья было хоть отбавляй.
Тогда, в сущности, победил Лужков: формально приватизация в Москве прошла так же, как и везде, а на деле мэрская команда сохранила контроль над подавляющей частью столичных объектов.
Почему же помудревший на десять лет мэр счел сегодня необходимым выступить в защиту результатов работы своего врага? Потому что увидел серьезную опасность. Как ни ненавистен Лужкову Чубайс, многоопытный мэр отчетливо понимает: те, кто посягает на итоги Чубайсовой приватизации, намного страшнее.
Лозунг Грабь награбленное!, под которым множество партий ринулось избираться в Думу, нигде и никогда не приводил к добру. От того, что он сегодня звучит немного иначе (Долой олигархов!), его суть не меняется. Да, российских олигархов никто не любит. Посмотрите, как они обходятся друг с другом: они и сами себя не любят. Но их раскулачивание приведет к тем же последствиям, к каким привела экспроприация экспроприаторов, проведенная большевиками, - к разрухе. Не к такой, конечно, как в 1919-м, но снова изрядная часть национального богатства будет растоптана и раскрошена в сутолоке передела (даже несгибаемый коммунист Зюганов заявил, что в нашей реальности национализировать означает разворовать). Следующая же генерация олигархов будет мельче, а потому еще противнее нынешней.
Лужков не зря провел полтора десятка лет в большой политике. Он понимает, что при такой угрозе должны объединяться все приверженцы свободной экономики, даже те, кто ни об одной конкретной детали этой самой свободы не способен друг с другом договориться. Он свое слово сказал. Это особенно заметно на фоне молчания, пока хранимого бывшим оппонентом, а ныне поневоле союзником мэра Чубайсом.
Александр Привалов
"Столичная вечерняя газета"
02.09.2003
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/smi.cgi?news=00000001834