15 декабря 2006
1954

Людмила Афанасьева: Светские островитяне не хотят покидать церковный остров

В Спасо-Преображенском Валаамском монастыре отвергли обвинения жителей соседнего поселка в желании выселить их с острова и в ущемлении их гражданских прав.

"Вопросы нарушения гражданских прав и свобод не раз рассматривались в Конституционном Суде и суд ни разу не выявил нарушений", - заявил юрист обители Леонид Медведев в пятницу на пресс-конференции в Москве.
Он сообщил, что жители поселка переселяются в специально построенные для них дома в Сортавале исключительно на основании личных заявлений. При этом условия проживания в новых домах, подчеркнул Медведев, являются комфортабельными, тогда как на Валааме комфортабельное жилье отсутствует.

Поселок на острове Валаам был основан в 1981 году. С тех пор здесь проживают около 400 человек. Люди живут в помещениях, исторически принадлежавших монастырю. К примеру, семьи с двумя-тремя детьми размещаются в монашеских кельях.

Большинству россиян остров Валаам известен, как одна из древних святынь православия, где на протяжении последних 15 лет ведется активное возрождение некогда самой знаменитой северной обители. Основанный в XIV веке Валаамский монастырь в веке ХХ, в советскую эпоху, на 50 лет прекратил свое существование.

Людей позвали на материк, но там они не прижились

В 1991 году Верховный совет Карелии принял постановление о возвращении Русской православной церкви комплекса культовых и административно-хозяйственных сооружений Спасо-Преображенского монастыря. На острове к этому моменту проживало более 500 человек, которые по началу вполне мирно уживались с вернувшимися на Валаам монахами. Однако, поскольку некоторые из поселенцев проживали в зданиях, принадлежащих теперь уже монастырю, им было предложено переселиться на материк - в районный центр, город Сортавала, где для них на деньги Православной церкви было куплено жилье.

На переезд согласилось около 100 семей. Большая же часть валаамцев пожелала остаться на острове. Это и породило конфликт, который предельно обострился в прошлом году, когда решением карельских властей монастырю было передано здание, в котором проживает около 150 человек, а также находится школа и магазин. Это вызвало возмущение населения острова. "Мы словно крепостные крестьяне. Один барин передал другому деревеньку вместе с ее жителями", - так оценили произошедшее жители Валаама, заявив о том, что в целом политика монастырского руководства направлена на постепенное вытеснение с острова светских организаций и мирского населения. Республиканские же власти, на их взгляд, этому сознательное способствуют. Доказательство тому - отказ провести 8 октября на острове выборы в органы местного самоуправления, что соответствует нормам федерального законодательства. По неофициальной информации, сделано это было по просьбе настоятеля Валаамского монастыря.

Говорит депутат парламента Карелии Людмила Афанасьева: "Мне вообще непонятно, почему в эти вопросы вмешивается монастырь, который представляет сегодня общественную организацию, которая по существующему российскому закону, отделена от государства. Почему они сегодня вмешиваются в законодательную власть? Разве это правильно?"

В ожидании проведения официальных выборов, поселенцы самочинно образовали администрацию Валаама и избрали его главу. Власти республики выборы признали незаконными. Однако теперь, очевидно, они будут вынуждены принять во внимание решимость жителей острова отстоять свои гражданские права.

Земные проблемы столкнулись с духовными

Местные жители, интересы которых в Москве представляет валаамский фермер Александр Щербаков, утверждают, что монастырь нарушает их гражданские права. Они не хотят переезжать в благоустроенные квартиры в город Сортавала, хотят остаться на острове. Были случаи, когда уже получившие новые квартиры продавали их и вновь возвращались на Валаам, поближе к монастырю.

" Два или три года назад был построен дом в Сортавала, блочный дом, - объясняет Александр Щербаков. - Туда переехали. Да, для некоторых это было своеобразной драмой. Люди здесь привыкли к определенному темпу, ритму жизни. Тут рядом огороды, рыбалка, туристы, которым можно продать какие-то сувениры, ту же рыбу, ягоды, грибы. В Сортавале встает проблема с рабочими местами, с местами для детей в детских садах и школах. Сейчас заместитель главы Сортавальского района говорит о том, что такого количества переселенцев, к сожалению, город не потянет - не сможет создать рабочих мест, мест в детских садах и так далее. Это все ложится на плечи и правительства республики Карелия, и монастыря.

Опыт прежних переселенцев говорит о том, что люди не смогли себя найти в городе. Город на дотации, там безработица. В одной из статей его даже назвали "карельским Таиландом" - рядом граница со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому, действительно, многие вернулись. Люди, которые были как-то адаптированы к жизни на острове, не смогли себя найти в городе. Некоторые стали спиваться, продали свои квартиры, переехали в какие-то деревянные домики с опилками. Поэтому, с нашей точки зрения, те люди, которые живут на острове, это своего рода золотой фонд".

Сейчас Александр Щербаков и еще около ста жителей острова Валаам живут в так называемой "зимней гостинице" - помещении, принадлежащем монастырю. Оно является памятником истории и архитектуры, и поэтому местным жителям не дают приватизировать то, что они называют квартирами - это монастырские кельи. Здание находится в аварийном состоянии. Монастырь готов его ремонтировать, даже не выселяя жильцов.

Как говорит представитель монастыря отец Мефодий, никакого глобального конфликта с населением поселка нет - к богоугодным людям монахи относятся положительно: "Монастырь недавно нашему повару выделил квартиру на 67 квадратных метров. Никто его не угнетает, не дискриминирует. Просто человек живет гармонично с образом жизни монастыря. А люди, которые говорят, что монастырь их дискриминирует или притесняет, их, по моему мнению, три - четыре человека. Для них причины причинами противостояния являются человеческие отношения с некоторыми представителями монастыря, или просто, когда идет вопрос о вере человека, о его религиозном существовании. Человек выбирает церковь, или храм, или монастырь. И он к нему приходит, воспринимает. К сожалению, есть и богоборцы. Есть люди, которые не воспринимают монастырь. Я сам был свидетелем. Не будем говорить о таких случаях, потому что меня затронули слова Александра Сергеевича, что был пример циничного издевательства над людьми. Я не знаю таких примеров, но знаю очень много примеров противоположных, где к нам приходили люди, и были очень неприятные ситуации, когда нападали, камнями бросались и прочее".

Люди, которые не хотят уезжать с острова, считают, что в силах монастыря построить им жилье, но не в соседнем поселке, как предлагается сейчас, а на территории Валаама. Тем более что на острове сейчас вовсю идет строительство новой резиденции для патриарха. Но представители церкви отвечают, что государственное строительство на острове запрещено законом. В то же время заявления местных жителей о том, что их насильно выселяют с Валаама, представители монастыря опровергают. По словам отца Мефодия, ни один человек насильно с острова не выселялся и выселяться не будет.


http://www.svobodanews.ru/Article/2006/12/15/20061215184932013.html

Любовь Чижова, Сергей Коробов (Петрозаводск)
15.12.2006
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован