12 июля 2005
3785

Людмила Швецова: Единство непохожих

На заседании Совета по вопросам управления и развития, возглавляемого Людмилой Швецовой, первым заместителем мэра в правительстве Москвы, был рассмотрен доклад "Приоритетные цели и задачи миграционной политики в Москве", в обсуждении которого приняли участие члены Наблюдательного совета, руководители подразделений правительства Москвы, эксперты, представители общественных организаций.

Рассказывая о деятельности совета, она отметила эффективность ранее проведенного исследования, посвященного градостроительной и жилищной политике в Москве, получившего широкое обсуждение среди общественности и СМИ и вынесенного на рассмотрение правительства Москвы как важнейший социальный аспект. Приступая к рассмотрению доклада "Приоритетные цели и задачи миграционной политики в Москве", председательствующая сказала, весьма символично, что его выход совпал с появлением государственного доклада по данной" теме, также доказывающего острую необходимость решения проблемы.

- Москва является особым городом с точки зрения миграционного потока, - отметила выступающая, - поскольку его половина приходится на столицу.

Миграционный прирост практически восполняет естественную убыль населения в городе, растущая трудовая миграция покрывает реальную потребность в рабочей силе. Однако летальная трудовая миграция сопровождается ростом незаконной миграции иностранной рабочей силы. Считают, что на каждого законного трудовою мигранта приходится порядка 10-15 нелегальных.

При этом, по словам Людмилы Швецовой, теневой рынок труда тесно связан с деятельностью криминальных структур, отсюда и рост преступности среди мигрантов, на долю которых приходится существенное количество совершаемых правонарушений. Преобладающее большинство - 68 процентов мигрантов - работает на временной основе, поэтому они практически лишены социальной защиты, а 27 процентов мигрантов живут там же, где и работают, порой в совершенно не подготовленных для этого условиях. Этому способствуют и многочисленные нарушения со стороны работодателей, распространение принудительного труда, что в целом может спровоцировать масштабные конфликты. Выступающая сообщила, что нерегулируемые миграционные потоки, разнообразные по своему этническому составу, могут привести к нарастанию напряженности и росту нетерпимости в обществе. В этих условиях миграционная политика правительства Москвы должна быть строго выверенной, ориентированной как на нужды социально-экономического развития города, так и на поддержание стабильной ситуации и общественной безопасности.

В дальнейшем миграционная политика московских властей должна сосредоточиться на нейтрализации отрицательных последствий усиления трудовой миграции, коррекции ее структуры и борьбе с нелегальными формами. Поэтому, по мнению Людмилы Швецовой, в Москве нужно проводить совершенно особую миграционную политику, поскольку общие подходы будут малоэффективны.

Московские власти вынуждены постоянно предпринимать немалые усилия для смягчения негативных последствий массового притока мигрантов, но требуются развитие и совершенствование федерального законодательства, чтобы регулировать эти процессы. Представленный доклад, который было предложено обсудить, дает не только анализ миграционной ситуации в Москве на фоне общих процессов в Российской Федерации, но и содержит конкретные рекомендации в нормативно-правовой, управленческой и социально-экономической сфере.

Далее слово было предоставлено Гадису Гаджиеву, судье Конституционного суда РФ, члену Наблюдательного совета. Представляя доклад, он отметил, что миграционное законодательство должно измениться в части полномочий субъектов РФ, так как миграционные потоки неравномерно распределяются по разным российским регионам.

- Из-за большой дифференциации регионов нет возможности прибегать к обобщающему правовому регулированию, нельзя построить правовые модели, единые для всех регионов России, - сказал выступающий. В основу миграционной политики Москвы, по его мнению, должен быть положен принцип обеспечения баланса интересов постоянного населения и законных мигрантов.

С каждым годом растет число мигрантов, приезжающих в столицу на заработки. Вместе с ними растет и количество проблем, которые приходится решать правоохранительным органам. В связи с этим Андрей Батуркин, начальник управления по делам миграции ГУВД города Москвы, привел цифры, наглядно демонстрирующие приток трудовых мигрантов в столицу. Только за первое полугодие текущего года было выдано почти 60 тысяч разрешений иностранным гражданам на трудоустройство в Москве. Это представители 126 профессий из более 100 стран мира. По статистике, это в полтора раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. С одной стороны, это свидетельствует о многогранности городскою рынка труда, с другой, - объективно отражает тенденцию того, что москвичи не испытывают желания занимать существующие рабочие вакансии.

- Сегодня мы не найдем москвича, который бы стремился стать водителем троллейбуса или трамвая. Испытывая кадровый голод, представители ЖКХ также активно оформляют иностранную рабочую силу, - привел аргумент выступающий.

Положительным моментом, на его взгляд, является возрастающая легализация иностранной рабочей силы, что вызвано увеличением штрафных санкций по отношению к недобросовестным работодателям. Согласно вступившею в силу законодательства штраф для юридическою лица составляет до 200 тысяч рублей. А внесенные в Уголовный кодекс РФ с 1 февраля поправки, в частности, статья 322.1, предусматривают за организацию незаконной миграции более существенные наказания - от штрафа в размере от двухсот тысяч рублей до лишения свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей.

- На сегодняшний день в Москве возбуждено 40 уголовных дел, по двум уголовным делам есть обвинительные приговоры, - рассказал Андрей Батуркин.

Соответственно за последнее время значительно вырос поток работодателей, желающих оформить своих сотрудников законным путем. Поэтому власти предпринимают адекватные шаги: структуры, занимающиеся оформлением мигрантов, приезжающих на работу, строят свою деятельность по принципу "одного окна".

Это не только существенно сокращает сроки оформления претендентов, но и вносит определенный порядок в систему документооборота. При этом претендент из ближнего зарубежья может получить заветную пластиковую карточку по истечении тридцати дней, тогда как в прошлые годы этот процесс доходил до ста пятидесяти дней для граждан ближнего зарубежья и двести десяти дней - для представителей дальнего зарубежья. Отметил он и то, что за шесть месяцев этого года в соответствующие органы города обратилось пятьдесят пять процентов всех мигрантов, прибывших в страну с целью получения статуса беженцев. За этими процентами стоят тысячи людей разных национальностей, вероисповеданий и жизненных принципов, которых объединяет одно, - поиски лучшей доли. Все это требует постоянной напряженной работы, чему явно не способствуют постоянно проводимые реорганизации в различных структурах.

Проблема критерия занятости была поднята в выступлении Сергея Дудникова, руководителя Департамента федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве. Он обратил внимание присутствующих на необходимость не только обеспечения работой, а предоставления достойного труда для мигрантов, чему на сессии Международной организации труда в 1999 году был посвящен целый доклад. При этом он отметил, что мигранты не являются той основной силой, способствующей развитию экономики города, Как отметил выступающий, хорошие специалисты есть и среди мигрантов, которые действительно необходимы экономике, и их надо приглашать, но в целом они всего лишь дополняют рабочие структуры, не требующие высококвалификационных навыков. В заключение Сергей Дудников сказал, что при рассмотрении проблемы занятости мигрантов для Москвы важно ориентироваться не только на общественное мнение и другие показатели, отображающие состояние этого вопроса, но и, самое главное, соблюдать принципы устойчивого развития крупного города.

Отсутствие концепции построения миграционной политики в Москве, заметил Юрий Попов, депутат Московской городской Думы, И существенные пробелы в сегодняшнем миграционном законодательстве делают его неадекватным сложившейся ситуации.

- Как же можно реализовать цели, которых нет, которые не обозначены в части национальной политики? - поставил вопрос выступающий. И если обсуждаемый доклад подтолкнет к практическим шагам, это уже будет большим плюсом в разрешении обсуждаемых проблем. Миграционные потоки в настоящее время регулируются 34 нормативными актами, не охватывающими и не отвечающими на самые злободневные вопросы, а в Московской городской Думе уже готовы законопроекты, которые могли бы изменить эту ситуацию. Например, предлагается уже- сточить контроль за соответствием выполнения заявленной цели визита, которую мигрант указывает при въезде в своей миграционной карте, и тем, чем он реально занимается. Это видится весьма важным, поскольку у нелегальных мигрантов нет никакого желания влиться в городской социум со знаком плюс.

Сергей Смидович, первый заместитель начальника Управления координации деятельности Комплекса развития научно-производственного потенциала города Москвы, в своем выступлении подчеркнул своевременность обсуждаемой темы доклада, его значение для нормального функционирования городской инфраструктуры, а также влияние на изменения численности населения и обстановку безопасности в мегаполисе.

Опыт международного сообщества в области миграционной политики - эта тема красной нитью прошла через все выступление Юрия Горячева, заместителя руководителя Департамента образования юрода Москвы. Он обратил внимание присутствующих на то, что в развитых зарубежных странах большое значение уделяют вопросам интеграции мигрантов в общество. Для этой цели адаптация начинается с изучения языка и законодательных основ государства, куда прибывают мигранты, независимо от того, взрослые это или дети. При этом государство предоставляет, возможность сохранять этнокультурные традиции, язык, обычаи. В условиях, когда федеральные власти еще не завершили выстраивание целостной миграционной политики, высказал мнение выступающий, Москва имеет право на создание собственной политики, в которой тщательно прописаны вопросы социально-культурной и языковой интеграции мигрантов в общество. Особое внимание в своем выступлении Юрий Горячев отвел вопросу работы Департамента образования города Москвы с детьми мигрантов.

- Для образовательной политики московского мегаполиса идея формирования поликультурного и поликонфессионального социального пространства стала одной из базовых. За последние пятнадцать лет в городе создан целый комплекс образовательных учреждений с этнокультурным компонентом образования, куда входит более 70 учебных учреждений. Таким образом, выполняется социальный заказ москвичей, в том числе диаспор мигрантов: в этих образовательных учреждениях их дети имеют возможность изучать как предметы российской программы, так и языки, историю, культуру и традиции ряда народов и народностей Российской Федерации стран ближнего и дальнего зарубежья.

Владлен Боков, заместитель начальника Отдела межнациональных отношений Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы, обратил внимание собравшихся на тот феномен, что возникающий негатив к мигрантам зачастую проецируется на москвичей. Это происходит во многом от неправильной оценки адаптационного потенциала мигрантов. В качестве одного из примеров он привел ситуацию с московскими рынками, где большинство мест принадлежит мигрантам, диктующим свои цены.

По его мнению, в данном случае необходима выработка мер по стимулированию, производителей и поддержке рабочих мест среди коренного населения, которые должны проводиться при повышении налогов на посредническую и торгово-закупочную деятельность.

Подводя итоги обсуждения доклада, Людмила Швецова, председатель Наблюдательного совета, поддержала общую точку зрения о том, что вопрос комфортности проживания населения Москвы во многом зависит от того, насколько мигранты интегрированы в жизнь города. По ее словам, для осуществления этой цели я городе принят ряд решений. В частности, в московских школах могут проходить обучение все дети, независимо от того, имеют ли их родители регистрацию в Москве.

- Мы считаем, что дети не виноваты, они должны учиться в школе - это лучше, чем шататься по улицам без дела, - заявила она. В связи с этим Людмила Швецова предложила доработать доклад, добавив в него еще одно направление - "Дети и мигранты".

На сегодняшний день отсутствие единой миграционной политики в стране привело к появлению в столице больших миграционных потоков. Такое состояние явилось также и следствием того, что миграционные вопросы в последние годы выведены из полномочий субъектов Федерации и являются сферой ведения федеральных властей. Тем не менее власти города всеми силами пытаются регулировать распределение по сути непрогнозируемой поступающей рабочей силы: в аппарате управления мэрии города Москвы были оставлены специалисты по вопросам миграции, этой проблемой по-прежнему были вынуждены заниматься различные городские официальные структуры, общественные и правозащитные организации.

- Мы немало делаем для того чтобы защитить права тех, кто честно работает в городе во всех сферах, в том числе в малом и среднем бизнесе, - отметила Людмила Швецова, - власти прилагают все усилия, чтобы смягчить негативные последствия незаконной миграции. Но нам необходимы грамотные правовые обоснования, законы, чтобы справиться с проблемой, предотвратить нарастание нетерпимости.

А для этого нужно расставить все точки над "I" - требуются решения на федеральном уровне, согласованные с субъектами Федерации, и в первую очередь со столичными властями, прямой диалог со всеми заинтересованными сторонами. Только мудрый, взвешенный подход к этому острейшему вопросу современного бытия может способствовать построению социального мира и эффективному экономическому развитию городов. В заключение Людмила Швецова напомнила присутствующим мудрые слова древнегреческого философа Аристотеля, которые можно воспринимать как гражданский девиз: - Город - это единство непохожих.

Юрий Николаев
Тверская, 13, 12 июля 2005 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован