09 июля 2004
2415

Максим НИКУЛИН: Горжусь, что мои корни связаны с медициной

Журналистское нутро порой заставляет человека совершать
непонятное. Четверть века назад автор этих строк не поленился отыскать в недрах
огромного телецентра в Останкино молодого тогда корреспондента Максима Никулина.
Потому что очень хотелось увидеть и пообщаться с сыном всенародно любимого
советского комика Юрия Никулина. А сегодня наш разговор продолжается уже с
руководителем крупнейшего в стране, уникального зрелищного учреждения - с
генеральным директором и художественным руководителем ЗАО "Московский цирк
Никулина на Цветном бульваре".

* * *

- Максим Юрьевич, а не страшно ли было журналисту взваливать
на свои плечи ношу руководства таким огромным творческим коллективом цирковых
артистов?

- У каждого дела есть две стороны. С одной - было несложно,
поскольку я знаю этот мир, людей, которые работали вместе с моим отцом. Я здесь
вырос, хотя и не типично цирковой ребенок, не "родился в опилках", как здесь
говорят. У отца была комната в московской коммуналке, была бабушка, с которой я
оставался, когда родители уезжали на гастроли. Я вошел в родной мне мир.

С другой стороны, стать генеральным директором было сложно,
поскольку всю свою журналистскую жизнь я привык отвечать только за себя. А тут
коллектив - более 500 человек. Груз ответственности за них снять невозможно.

Единственное утешение - если чем-то заниматься серьезно, то
просто никогда не бывает. Ну а что касается управления, то я уже не раз говорил:
цирк это механизм, швейцарские часы, которые должны хорошо работать. Главное не
мешать и следить, чтобы не было сбоев, заниматься перспективным планированием.
По сути я менеджер. Ведь глупо объяснять или показывать режиссеру или
профессионалу актеру, что они должны делать на арене.

- А каких вы придерживаетесь принципов в организации работы
цирка?

- Есть философское понятие "цирковое искусство". Оно
многоплановое, нужно выбрать свою нишу, навсегда уразуметь, что ты хочешь
показывать людям, неутомимо работать в этом направлении. Такая философия
выработалась у нас в последние 5-6 лет, хотя поиск начался еще при отце.

Мы демонстрируем классический цирк, традиции никто не
перечеркивает. Поиск, авангард, эксперимент должны быть, но очень дозированно.
Иначе мы отпугнем от себя зрителей. Но пока у нас всегда полные залы это
свидетельствует, что мы выбрали правильный путь.

Мы все родом из детства, нужно не забывать, что родители,
приводя детей в цирк хотят показать им и то, что сами помнят. Отставая чуть от
времени, мы будем интересны и детям, и их родителям, и их бабушкам-дедушкам.

Эксперимент хорош в лаборатории, а мы - практики,
показывающие цирковое искусство. Хотя авангардисты есть и в наших рядах, и если
публика "скушает" их блюдо, то мы готовы показывать его на нашей арене.

- Пытаясь сохранить традиции, на что вы делаете основной
упор?

- Критерий один - качество номера. Нам сегодня интересны
артисты а не просто акробаты, жонглеры, эквилибристы. Если они не умеют
двигаться, как требует сегодняшний уровень нашего искусства, если они некрасивы,
"корявы", им не место на арене. Это раньше объявляли о показе "смертельного
трюка", "высшего достижения мира". Сегодня это мало кого интересует, поскольку
присутствует в спорте. А цирк - искусство. И на артиста сегодня работают
режиссер, балетмейстер, педагог, художник по костюму, композитор.

- Может быть, назовете несколько номеров, отвечающих этим
высоким требованиям?

- Да они все отвечают высоким требованиям. Кого-то назвать -
обидеть других. Скажу только, что на последнем фестивале в Будапеште номер
Валерия Родиона "Русская палка" завоевал золотой приз, Андрей Ковгар создал
номер с подкидными досками, который завоевал золото в Париже и серебро в
Монте-Карло. Принципиально новый полет Володи Гарамова сейчас пока
"обкатывается", но он достоин любого манежа мира.

- Ваш цирк их вырастил?

- Мы, самая большая в России цирковая частная компания,
занимаемся не совсем обычным делом - вкладываем очень крупные собственные
денежные средства в процесс творчества. Если этого не делать, то через некоторое
время будет нечего показывать. Мы делаем номера.

- А начинающих актеров вам поставляет цирковое училище?

- И оно тоже. Я член комиссии, которая принимает экзамены у
выпускников. Позавчера училище окончил мальчик-жонглер, которого мы уже
пригласили к себе на работу. Хотя он пока и "сыроватый", но очень интересный и
перспективный, достигнет высот.

В наш цирк приходит много спортсменов, членов народных
коллективов. Проводя отбор, мы из лучших делаем "бриллианты", которые затем наше
агентство "продает" циркам всего мира: в Европу, Америку, Австралию. Это наш
бизнес.

- А в вашем цирке сколько времени такой артист работает?

- До 6 месяцев раз в 3-4 года. Наши артисты свободные люди,
они имеют право выбирать место работы.

- А как ваши артисты восприняли известие о том, что
Конституционный суд РФ отменил закон, по которому на льготные пенсии могли
рассчитывать только сотрудники государственных служб?

- С огромным воодушевлением. Ведь что такое цирк? Артист,
выступающий в силовом жанре, в 40 лет уже инвалид. Порванные ахиллы, разрушенные
мениски, травмированный позвоночник.

- О каком же тогда здоровье артистов цирка можно говорить?

- Без здоровья у нас невозможно работать. Но ведь речь идет
не об обычных людях: они на арене выступают и с температурой 39оС, и с
новокаиновой блокадой, и с прокусанной хищником рукой. Преодолев себя, побеждают
боль, это уникальные люди. У них не отсутствует внимание к своему здоровью, а
срабатывает приоритет профессии. Для поддержания хорошей здоровой формы в нашем
цирке проводятся каждодневные репетиции в физкультурном зале, где замечательный
тренер Саша Ходаков по несколько часов занимается с ними. Наши артисты,
наверное, единственные в мире, кто в обязательном порядке посещают балетный
класс (так записано в контракте). Наш балетмейстер Наталья Маковская помогает им
развивать гибкость, изящество.

- А есть ли в цирке собственный врач?

- Конечно, Ольга Гордиенко. Она дежурит во время спектаклей,
оказывает первую помощь при необходимости. Но в любом случае мы везем
пострадавшего в родной для нас Московский НИИ скорой помощи им.
Н.В.Склифосовского, где проводят полную диагностику. У нас очень теплые связи и
с ЦИТО, где работают лучшие врачи по спортивным травмам.

- А у вас лично какие связи с медиками?

- К сожалению и счастью, очень тесные. Знаком со многими
выдающимися врачами из-за состояния собственного здоровья. Было несколько
операций, даже клиническая смерть - во время операции в 1-й Градской
остановилось сердце. Замечательный доктор, наш друг семьи Толя Доренков, с
сожалению ныне покойный, сделал много для восстановления моего здоровья.

Я полностью согласен с отцом, когда он говорил, что в мире
две самые важные профессии - врач и учитель. Горжусь тем, что корни нашей семьи
связаны с медициной - моя, прапрабабушка по материнской линии, была первой в
России женщиной, получившей диплом врача. Правда, в Германии вместе с мужем -
земским врачом она работала под Воронежем фельдшером (тогда женщинам врачебная
практика не разрешалась).

- Уж если речь зашла о вашей семье, грех не вспомнить Юрия
Владимировича Никулина. Расскажите, пожалуйста, о его контактах с медиками.

- Был смешной эпизод, когда отец находился в больнице, где
ему вырезали грыжу. Лежал в одноместной палате, и все врачи заходили к нему
справиться о здоровье. Когда навестил его я, то он встретил меня смехом. Говорит
мне: "Только что у меня были доктора, желали мне здоровья, а один даже пожалел,
что я лежу тут, а не у них. А когда я поинтересовался, в каком отделении он
работает, то узнал, что в реанимационном".

- А вообще он часто болел?

- Нет, он не любил болеть. Но многое осталось от войны -
последствия контузии, туберкулез. Отвоевал две войны - финскую и Великую
Отечественную, демобилизовался старшим сержантом, командиром отделения
артиллерийской разведки.

- Максим Юрьевич, думаю, что задаю заезженный для вас вопрос:
а почему вы не пошли по стопам отца, не стали артистом?

- Тут две причины. Подсознательно я понимал, что второй
Никулин никому не нужен. А вторая - как не было, так и нет потребности в этом.
Ведь в актеры идут в погоне за успехом, славой, популярностью и из желания
что-то сказать людям. У меня это последнее было в какой-то степени, почему я и
пошел на журфак МГУ, стал журналистом. Работал в "Московском комсомольце", на
радио "Маяк", в "Последних известиях", потом в телепрограмме "Время".

- Как пришли в цирк?

- В 1993 году был убит заместитель директора цирка, и на отца
свалились дополнительные административные нагрузки, решение финансовых вопросов
и прочее. А он по натуре не был администратором, сильно уставал, по вечерам
жаловался. Я предложил свою помощь и сначала работал бесплатно, а с 1994 года
был зачислен в штат цирка на должность заместителя директора. Когда в 1997 году
отец умер, то на общем собрании коллектива был выбран директором.

- Помогает ли ваша фамилия пробиваться к "сильным мира сего"?

- Контакты сохранились, хотя многие, кто называл себя
друзьями отца, бесследно исчезли. Истинные друзья остались и многие из них
занимают высокие посты. Например, мэр Москвы Юрий Лужков, который много раз нам
помогал или честно говорил, что бессилен это сделать. В одной очень серьезной
ситуации, когда за помощью обратилась мама, он сказал: "Татьяна Николаевна, у
меня такая позиция - я живых не предаю, а уж мертвых-то..." И помог.

- И наш традиционный вопрос - что бы вы пожелали медикам?

- От многих своих друзей-врачей я знаю, как им нелегко
сегодня живется. Хочу пожелать терпения, не хлопать дверью и не уходить с
любимой работы. Ведь главное - путь, который они сознательно выбрали для себя.
Нужно пожелать им мужества и удачи.

Леонид ПЕРЕПЛЕТЧИКОВ

Медицинская газета
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован