20 апреля 2006
5839

Максим Соколов: Почему возвращается Гитлер

Когда в 1945-м средь разрывов бившей по рейхстагу русской артиллерии судорожно сжигали тело фюрера, казалось, что все может случиться в этом мире, но праздновать в Москве 20 апреля день рождения Гитлера не станут никогда. Однако же находятся любители...

Подчеркнем: речь не об иммунитете от национал-социализма как учения. Случаи, когда победитель заражается от побежденного, в истории нередки. Не говоря о том, что сходные проблемы порождают сходные реакции. Комплекс поражения, утрата земель, хозяйственный кризис, инфляция, соседи, желающие всласть попинать побежденную страну, - через все это с 1918-го по 1933 год прошла Германия, и результат известен. Многое из перечисленного русским стало знакомо теперь, и странно ожидать, чтобы национал-социализм вовсе не проник в чьи-то умы, чтобы весь народ, как один человек, его отвергал.

Случаи заболеваемости тут неизбежны: дай только Бог, чтобы не массовой. Но одно дело - самозарождение идеологии и практики, напоминающей гитлеровскую, совсем другое - почитать Гитлера. В 90-е годы в огне борьбы КПРФ не один раз порождала нечто, сильно перекликающееся с нацистской идеологией, но при этом Зюганов, несомненно, был искренен, когда гневно отвергал всякие указания на такую перекличку: страна-де, столь пострадавшая от нацизма, в принципе не может порождать ничего нацистского. Прививка до скончания века.

В самом деле на нутряном уровне сидела память о войне. Воевавшие если не отцы, то деды, семейные предания о Великой Отечественной ставили жесточайший заслон перед идейными изысками. Чтобы поверить в искренность Зюганова, достаточно вспомнить, что он родился в 1943 году на сожженной Орловщине.

Но все не вечно. Поколения, для которых живо чувство той войны, - это уже уходящая натура, не на ярмарку, а с ярмарки. У племени младого, незнакомого уже совсем другая временная перспектива. Для него времена Гитлера - это уже почти как времена Наполеона. И тут нет ярости благородной, как нет ее к Наполеону. Но если трагедия Великой Отечественной уже не основание для запрета на флирт с именем Гитлера, а с иными запретами - идеологическими и религиозными - и прежде было слабовато, то падает и последний барьер. А уж разъяснить, что Гитлер был великим государственным деятелем, допускавшим отдельные ошибки, что, впрочем, никак не умаляет и т. п., на это охотники найдутся. Апелляция же к светлой памяти павших в борьбе с нацизмом действует все меньше и меньше. И что с этим делать - самое время крепко и крепко задуматься.

20 апреля 2006

Максим Соколов, обозреватель "Известий" - специально для "КП"
ЗАО ИД "Комсомольская правда", 2005

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован