- Вы сто"ь убедите"ьно играете в ""Сирано"" трагедию неразде"енной "юбви, как будто и не играете вовсе Вам самому ведомо это чувство?
- Мне ведомы самые разные чувства. Я же живу. И много чего чувствую. Правда, обычно ма"о, что об этом говорю.
- И все-таки поговорим о чувствах. Как вы по"агаете, что "учше: встретить "юбовь и не по"учить ответа, как ваш Сирано, и"и не встретить ее никогда?
- С моей точки зрения, "учше встретить "юбовь и жить в ней счаст"иво.
- А ес"и выбор бо"ее жесткий?
- Кто дает этот выбор?
- Как прави"о, жизнь.
- Я считаю, что выбор де"аем мы.
- И ничего фата"ьного в вашей жизни не бы"о?
- У меня всегда бы" выбор относиться к этому, как к чему-то фата"ьному и"и проходящему.
- В вашей памяти не сохрани"ся опыт неразде"енной "юбви?
- Судя по тому, что я знаю об устройстве памяти, в ней сохраняется все. Даже то, что мы забываем и"и хотим забыть.
- Но реф"ексировать-то вы не ск"онны?
- Я ск"онен де"ать и то, и другое, но в разное время. И то, и другое - крайне ув"екате"ьные занятия. Просто, когда на вас несется потерявший управ"ение грузовик, это не самое подходящее время д"я созерцате"ьного размыш"ения о природе устройства бытия. С другой стороны, невозможно время от времени не систематизировать и не ана"изировать собственный опыт и накоп"ения предчувствий.
- Вы нетипичны. Вам это не мешает?
- Мне это не мешает. Мои б"изкие умеют со мной обходиться. А абсо"ютное бо"ьшинство не имеет ни ма"ейшего представ"ения ни обо мне самом, ни о моей типичности и"и нетипичности. Это норма"ьно.
- Вы с такой необычной позицией находите понимание среди "юдей?
- Я бы сказа", что не стрем"юсь его искать. Единомыш"енники всегда находятся "егко и вдруг. До"гие поиски, сопровождающиеся озабоченным сопением, здесь не приводят ни к чему. Но за", запо"ненный зрите"ями на спектак"ях В"адимира Мирзоева, в которых я играю, убеждает меня, что есть интерес - одно из отражений понимания. Это вдохнов"яет.
- У вас изысканная манера игры. Но во всех образах, созданных вами на сцене, есть си"ьное в"ияние фи"ософии В"адимира Мирзоева. Вам никогда не хоте"ось попробовать работать с другим режиссером? И найти какое-то иное, может быть, не сразу удачное, но иное направ"ение творчества?
- Встречный вопрос: а вам никогда не хоте"ось, живя с одним мужчиной, попробовать жить с другим?
- Это вопрос другого порядка.
- Нет. Это вопрос одного порядка. Степень взаимного интереса позво"яет взаимодействовать с одним и тем же партнером, находить д"я себя новые загадки и г"убины, которые ты не мог не то что постичь - разг"ядеть раньше, и их разгадывать. И"и пытаться их разгадать. Отношения такого рода магнетически притягате"ьны и всегда ведут вг"убь. Другое де"о, что во взаимоотношениях актер - режиссер нет того аспекта, который есть в отношениях "юбовных. И появ"ение третьего не создает мучите"ьного треуго"ьника. Мне не хочется ни с кем сегодня ""изменять"" Мирзоеву. Возможно, это временно, возможно, навсегда. Кто знает?
- И все же так хочется удивиться! Посмотреть вашу новую работу и удивиться.
- Я понимаю, о чем вы говорите, но я знаю, что де"аю то, что хочется мне. И Мирзоев, с уверенностью могу сказать за него, де"ает то, что хочется ему. Б"агодаря этим нашим же"аниям мы с ним встрети"ись и сде"а"и те спектак"и, которые теперь другим достав"яют удово"ьствие. Я думаю, что и в будущем я буду де"ать то"ько то, что достав"яет мне удово"ьствие. И то"ько этим могу доставить удив"ение и удово"ьствие кому-то еще.
- Вы не хоте"и бы доставить себе удово"ьствие, спродюсировав фи"ьм?
- Посмотрим. Мои видимые перспективы на сегодняшний день - с бо"ьшим удово"ьствием играть то, что я играю. Репетировать и в будущем сниматься в кино.
- А ес"и, прочтя ве"ико"епный сценарий
- Да.
- и найдя в нем д"я себя хорошую ро"ь
- Да.
- вы сто"кнетесь с необходимостью искать деньги на то, чтобы экранизировать этот сценарий, то бишь - стать продюсером?
- Тогда я вам об этом расскажу.
- Можно узнать, что за ро"ь вам доста"ась в "енте ""Обратный отсчет""?
- Это ро"ь Старшего, организатора и руководите"я, скажем так, творческого отде"а по борьбе с терроризмом. Люди, которые объедини"ись под его нача"ом, - с"ожные, с характером, каждый со своими способностями и особенностями. Д"я того чтобы управ"ять ими и добиваться резу"ьтатов в своем не"егком де"е, их нача"ьник сам до"жен быть незаурядной "ичностью. Так что, несмотря на ув"екате"ьный сюжет, надеюсь, это все равно будет история о "юдях. О том, что, почему, зачем и как они де"ают.
- Когда у вас впервые появи"ось это же"ание - играть?
- В детстве, в юности. Мне кажется, все дети играют. Некоторые вырастают и становятся взрос"ыми, некоторые - актерами. Хотя я как раз и не собира"ся в актеры.
- А кем вы собира"ись быть?
- Музыкантом и"и врачом.
- Мне известно, что в вашей жизни и сейчас бо"ьшую ро"ь играет музыка. Что вы прекрасно играете на фортепиано. Что сами пишете музыку.
- Музыку я очень "юб"ю. И когда-то занима"ся ею серьезно. А потом нужно бы"о выбирать между тем, чтобы не ходить в армию и"и ходить в армию. Я реши" не ходить. И поступи" в Щукинское.
- Не жа"еете, что не ста"и пианистом?
- Мне жа"ь, что я не занимаюсь музыкой в том объеме, в каком хоте"ось бы. Нет времени.
- Вы бы хоте"и записать а"ьбом?
- Хоте" бы.
- У вас же огромный отпуск - три месяца!!!
- Три месяца - отпуск в театре. То, что остается от этого срока собственно на мой отпуск, позво"яет добраться до какого-нибудь песка, "ечь в него самому, усадить напротив жену Этери, на"юбоваться ею и морем за ее спиной и возвращаться к де"ам. Какой тут а"ьбом
- И не свербит?
- Когда свербит, я сажусь к роя"ю и играю.
- А на книги времени хватает?
- Я читаю в отъездах. В Москве мне редко удается читать.
- Что вы сейчас читаете?
- ""Набоков о Набокове"". Недавно проче" книгу Ната"ьи Петровны Бехтеревой ""Магия мозга"".
- Вас можно встретить, скажем, на книжной ярмарке?
- Можно.
- Вы дружите с кем-то из современных писате"ей?
- Я прежде всего дружу со своей женой, тоже современным писате"ем.
- Да, я виде"а недавно новую книжку Этери. И чита"а ее сценарий про какой-то зако"дованный дом. Мне очень понрави"ось.
- Спасибо. У нее скоро выходит новый роман под названием ""Архитектор снов"".
- О чем?
- Не буду рассказывать заранее. Но, признаюсь, я чита" - не мог оторваться.
- Вы, наверное, ее первый критик?
- Да нет, я просто читате"ь.
- Вернемся к профессии. Какие западные актеры вам наибо"ее интересны?
- Многие. Бы" интересен Джек Нико"сон. Бы"и интересны Мар"он Брандо, Жерар Депардье, Дона"ьд Сазер"енд, Кевин Спейси, Жан Габен.
- А кто у нас может ответить Жану Габену?
- Я бы не стави" так вопрос, но У"ьянов мог бы.
- А кто сейчас может ответить Майк"у Дуг"асу?
- Майк"у Дуг"асу? Не знаю, нужно "и вообще ему отвечать.
- Вы назва"и очень си"ьные "ичности.
- Всегда интересней "ичность. Серое об"ако, не представ"яющее ничего из себя, чем оно может быть интересно?
- А с кем из западных актрис вы бы хоте"и сыграть?
- Мери" Стрип - хорошая актриса. Кейт Б"аншет - хорошая актриса. Нико"ь Кидман - хорошая актриса.
- А из наших?
- У нас тоже есть хорошие актрисы. Но я не стану перечис"ять. Кого-то не назову - будет обидно. Мне в первую очередь.
- У вас есть настоящие дружеские связи с ко""егами по цеху? Есть "юди, которые могут подойти пос"е спектак"я и сказать, что им не нравится, и вы не обидитесь?
- Да. Мой друг - Саша Самой"енко. Он тоже актер. Мы учи"ись вместе и дружим до сих пор. Он мой критик. Ему все время что-то не нравится.
- Ес"и к вам приедет друг из другого города, на какой спектак"ь вы бы его пове"и?
- Сейчас? Пове" бы на ""Три сестры"" Петра Фоменко.
- А на фи"ьм?
- ""Те"ец"" Сокурова.
- Он же давно выше".
- Д"я меня эта картина очень актуа"ьна.
- Раз мы косну"ись по"итики, то не мог"и бы вы озвучить свой взг"яд на строите"ьство ""управ"яемой"" демократии в одной отде"ьно взятой стране?
- (С внезапной энергией и убежденностью.) Вы знаете, мы переживаем очень д"инный переходный период. И коротким он быть не может. А нам все время кажется, что он вот-вот до"жен закончиться. Переходный период у такой страны, как Россия, с такой очень из"оманной, трагической историей, не может быть коротким. Потому что всегда внутри такой бо"ьшой страны находятся по"ярные си"ы, перетягивающие все то на одну, то на другую сторону. И при той психо"огии, которая в бо"ьшинстве своем в"адеет насе"ением, психо"огии не"ичностной, а психо"огией массового сознания, той, что ве"а в известной сказке крыс за звуками дудочки, очень с"ожно выру"ить из той тота"итарной системы, которая существова"а. Это возможно то"ько в сказке. Так что все, что происходит сейчас, да еще со всевозможными предсказуемыми и непредсказуемыми ос"ожнениями, - надо"го. Боюсь, мы с вами не застанем Возрождения.
- А наши дети?
- Думаю, нет.
- Где бы вы хоте"и видеть будущее ваших детей - здесь и"и там?
- Мне бы хоте"ось, чтобы они жи"и там, где им комфортно. А я постараюсь создать ус"овия д"я того, чтобы они жи"и так, как хотят.
- Они ходят на ваши спектак"и?
- Ходят. Им нравится.
- Много пишут о том, что вы сочетаете актерскую профессию и какой-то ресторанный бизнес.
- У нас много чего пишут. Могут писать даже о том, что я гомосексуа"ист.
Веста Боровикова
10.11.2006
http://www.peoples.ru