МАРИНА ФОКИНА: ХОЧУ ОДНОГО - ПОБОЛЬШЕ ВРЕМЕНИ В СУТКАХ
Сергей ИЛЬЧЕНКО
/ 27.12.2002 /
Ее звезда на телевизионном петербургском небосклоне взошла неожиданно и очень высоко. В июле 2000 года Марина Фокина была назначена директором Петербургской дирекции Всероссийской государственной телерадиокомпании. А уже через три месяца по всем рейтингам и замерам руководимое Фокиной отделение вышло на первое место среди региональных телекомпаний. Недаром уже в нынешнем году Марина была удостоена награды самого престижного творческого конкурса Северо-Запада - "CеЗаМ" в номинации "Лучший менеджер СМИ".
Не менее очевидными были успехи компании в конкурсе "ТЭФИ-Регион", где во всех пяти выставленных номинациях в финал вышли программы телеканала "Россия - Санкт-Петербург". В двух из них они получили высшие награды "ТЭФИ".
Не скрою: я знаю госпожу Фокину достаточно давно. Еще с тех времен, когда в ходу было другое обращение - "товарищ". В 1988 году я познакомился с молодым, но энергичным директором Театра-студии под руководством Ларисы Малеванной. Мы вместе "пробивали" разрешение на проведение в Ленинграде эксперимента по образованию театров-студий на хозрасчетной основе. Потом увидел ее имя в титрах международного благотворительного марафона "Возрождение Ленинграда". Через несколько лет мы встретились на одном из модных показов, и я получил из рук давней знакомой визитку, где была указана уже другая должность - генеральный директор продюсерского центра "Эгида".
И вот новая встреча с Мариной (для официального текста интервью я приберег отчество - Львовна). На этот раз в ее рабочем кабинете, в надстроенной мансарде в здании бывшей школы по адресу: набережная Карповки, 43. Именно здесь находится телекомпания "ВГТРК-Петербург", которой госпожа Фокина руководит с утра до ночи. Поэтому и интервью она назначила на вечер трудного дня. Конец года предполагал разговор о его итогах, но почему-то захотелось начать интервью совсем с другого вопроса...
- Марина Львовна, что было сложнее: решиться стать директором студии Ларисы Малеванной или возглавить "ВГТРК-Петербург"?
- Cтолько времени прошло с тех давних пор. Самое главное - стиль моей жизни сменился абсолютно. И два эти предложения пришлись на разные периоды, поэтому и сравнивать их вряд ли возможно. Ведь любое новое начинание требует не только опыта и знаний, но и еще того особого состояния души, которое определяется хорошим словом "драйв". В обоих случаях драйв присутствовал. До того как стать директором Театра-студии Ларисы Малеванной, я прошла огромную жизненную школу. Во-первых, мне помогли мои профессиональные занятия спортом. Я и сама на коньках бегала, и после окончания института Лесгафта работала в комитете по физической культуре и спорту Ленинграда. А там ответственность была большой, ибо я конкретно отвечала за целые направления работы, За подготовку спортсменов, за достижение результатов. Поэтому, когда пришлось менять род деятельности, то кое-какие навыки того, что нынче называют "менеджментом", присутствовали. Трудно ли было тогда для меня поменять работу? Наверное, да. Но были и объективные обстоятельства, когда был завершен определенный этап жизни, на котором я все, что могла сделать, сделала.
- В детстве вы мечтали о занятиях журналистикой?
- В школе у меня всегда были отличные оценки по русскому языку и литературе, хотя я больше увлекалась точными науками.
- А как же судьба забросила вас в телевизионные продюсеры?
- Тамара и Владимир Максимовы пригласили меня работать на телемарафоне, который проводился в ночь с 6 на 7 января 1991 года. Я как раз занималась подготовкой сюжетов, под которые зарубежные спонсоры давали бы деньги.
Потом мы переместились в Москву, где было возрождено знаменитое "Общественное мнение". В этой программе мы первыми в истории отечественного телевидения не только разработали, но и внедрили систему интерактивного опроса зрителей с помощью компьютеров.
В течение пяти лет я фактически жила в Москве, работая на телевидении "Останкино", а с 1995 года на ОРТ. Потом я организовала собственный продюсерский центр "Эгида" и ушла уже в самостоятельное плавание.
- Вы волновались, когда вас назначили директором "ВГТРК-Петербург"?
- Скажу честно: мне никогда не было страшно. Мне всегда было интересно.
- Но ведь, став руководителем, вы прекрасно сознавали, что идете работать в государственную телерадиокомпанию, к тому же подчиненную Москве.
- Что касается подчинения Москве, то за два с половиной года моей работы здесь в этой должности я не получила ни одного указания от Олега Добродеева. Мне доверяют. В том числе и в таком вопросе, как определение стратегии компании.
- И какова же она?
- Прежде всего "ВГТРК-Петербург" - государственная телерадиокомпания. Освещение наиболее значимых социально-политических событий, разъяснение государственной политики - наша прямая задача. И в той же мере в центре нашей работы должна быть жизнь простых людей. И только в третью очередь мы должны думать о рейтинге, потому что он определяет наше благополучие. В вечерний прайм-тайм информационные выпуски "Вести - Санкт-Петербург" опережают даже зарубежные фильмы и федеральные выпуски новостных программ. Для нас это значит только одно: зрители нам доверяют, они доверяют тому, как мы подаем информацию. Мы ориентируемся на разные зрительские аудитории. Конечно, мы понимаем, что рейтинг не может расти бесконечно, и планировали некий период стагнации в 2002 году. Но рейтинг нас "не послушался" и продолжал расти.
- Как бы вы для себя определили основную причину столь успешной работы компании?
- Причин, конечно, несколько, но главная одна - создание такой рабочей атмосферы в коллективе, в которой бы расцветал талант каждого сотрудника. Это не означает тотального контроля. Это означает доверие людям. И постоянное поощрение тех, кто думает о своем профессиональном росте.
- Сколько людей трудится сегодня в телерадиокомпании?
- Около пятисот человек. Ведь наша компания - это не только телеканал "Россия - Санкт-Петербург", но и "Радио России - СПб" , и Студия "Культура", и "Маяк-24", вещающий на FM-107.
- Сильно ли изменился за годы вашего директорства кадровый состав?
- Уволены только два человека, которые были пойманы за использование возможностей компании в личных целях. Наша принципиальная позиция: никакой "джинсы" (то есть заказных сюжетов) в нашем эфире не было и быть не должно. Что касается рекламы, то ее размещает в наших рекламных блоках агентство Media Interational, наш долговременный партнер. При этом между нами есть договоренность о том, какой рекламы на государственном телеканале быть не должно. Мы думаем о своем имидже. Причем абсолютно все расчеты производятся "по-белому". И все наши финансовые отношения в этом аспекте абсолютно прозрачны. Рекламодатели охотно идут к нам, потому что понимают: вложив средства в рекламу на нашем канале, они получат весьма серьезную отдачу в своей коммерческой деятельности. Кстати, и свою зарплату сотрудникам мы платим только официально, безо всяких конвертов.
- Вопрос непраздный, но интересующий многих: сколько выделяет средств государство на содержание компании?
- Доля государственной дотации покрывает двенадцать процентов наших расходных статей. Все остальное зарабатываем сами. Те деньги, которые мы получаем от государства - ровно такую же сумму, - мы отдаем обратно в виде налогов на заработную плату.
- Реклама ваш единственный источник дохода?
- Да. Мы очень тщательно подходим к планированию наших рекламных доходов. Прекрасно знаем, в какие периоды нас ожидает возможный спад активности в рекламе. Хорошо знаем, когда нас настигнет пик. В изучении этого аспекта - одна из реальных возможностей для успешного менеджмента компании.
- Насколько вы самостоятельны в планировании сетки вещания телеканала?
- Абсолютно независимы. Своим эфирным временем мы распоряжаемся сами. Нет никаких рекомендаций, кроме того, что предпочтение должно отдаваться социально значимым проектам. У нас сегодня три часа ежедневного вещания на телеканале "Россия", двенадцать часов вещания на "Радио Россия". Каждый час мы выходим отдельным блоком в эфире радиостанции "Маяк-24". И делаем около 10-12 часов качественного эфирного продукта для телеканала "Культура".
- Насколько синхронизирована информационная политика вашего холдинга, каковым по сути и является "ВГТРК-Петербург"?
- В этом смысле наша задача только одна - соответствовать структуре общероссийской сетки вещания. Но руководители подразделений самостоятельны в проведении информационной политики при соблюдении тех приоритетов, о которых мы уже говорили.
- Каковы же ощущения от итогов уходящего года?
- Как признали все мои коллеги и соратники, год был прожит очень трудный, но чрезвычайно интересный. Мы получили немало наград (Марина показала мне статуэтки "ТЭФИ" и "СеЗаМа" и многочисленные дипломы. - С. И.). Напомню, что именно нашей телекомпании и вашей газете президент России дал свое первое интервью в родном городе. В уходящем году мы провели огромную работу по созданию и налаживанию деятельности президентского пресс-центра. Он будет активно задействован в мае-июне 2003 года, во время празднования 300-летия Санкт-Петербурга. Наград и титулов у нашей телекомпании много. Но ощущения успокоенности, слава Богу, нет. Ведь удовлетворенность и успокоенность - не одно и то же. Надеюсь, что еще не раз смогу удивить своих родных, близких, друзей и коллег новыми достижениями.
- Что беспокоило директора "ВГТРК-Петербург" в прошедшем году?
- Отсутствие профессионализма у тех людей в петербургских СМИ, которые называют себя журналистами. Невысоким уровнем своих материалов они подрывают доверие читательской, зрительской и слушательской аудитории к профессии.
- Хотел бы задать неудобный вопрос...
- Я догадываюсь - какой. Я не нахожу его неудобным. Ведь вы хотите спросить о наших отношениях с местной властью?
- У постороннего наблюдателя может порою сложиться мнение, что "ВГТРК-Петербург" занимает критическую позицию по отношению к Смольному...
- Упреки в этом раздаются постоянно. И чаще всего со стороны самих же городских властей. Я не устаю повторять: защита прав и интересов простого человека - наша стратегия. Это часть государственной идеологии, как я ее понимаю. Мы же - государственная телерадиокомпания! Если комитеты администрации города не защищают интересы и права горожан, то мы их критикуем. Это вовсе не означает, что мы это делаем специально - мы просто отражаем ту реальность, с которой приходится сталкиваться каждому жителю нашего города, когда он видит, что коммуналки и общежития не расселяются, дома не ремонтируются, что транспорт работает порою из рук вон плохо, что льготники не получают бесплатных лекарств. А какие проблемы возникают при строительстве дорогих домов в историческом центре города! Мы объективно освещаем деятельность всех комитетов администрации. И со многими у нас налажены вполне конструктивные и деловые отношения.
В наших информационных программах мы говорим прежде всего о фактах. А факты таковы: качество жизни людей не улучшается, а ухудшается. Да, идет реставрация, да, делаются новые мостовые. Но, во-первых, это во многом делается за счет федеральных средств, а во-вторых, порою не улучшает жизнь горожан в обыденном смысле.
- Что ожидает зрителей вашего телеканала в будущем году?
- Цикличность телевизионной жизни несколько отличается от календарной. Наш новый сезон обычно начинается с сентября. Однако к нему мы готовимся загодя. И уже в феврале будем рассматривать новые проекты. Однако мы прекрасно понимаем, что ограничены рамки того эфирного времени, которое есть в нашем распоряжении. Говорить пока о них рано. Пусть они станут для наших зрителей сюрпризом.
- С какими словами директор "ВГТРК-Петербург" Марина Фокина начинает свой рабочий день?
- Специально я никаких слов не произношу. Я каждый день благодарю Бога за то, что Он так много мне дал, что у меня интересная жизнь и есть то дело, которым я занимаюсь с огромным желанием. И хочется попросить у Него побольше времени в сутках, чтобы выполнить все свои планы.
- А о чем думает директор вечером?
- Я не отношусь к тому типу людей, которые, ложась спать, подводят итог прожитого дня: мол, что я сделал хорошего? То, что я буду делать завтра, я и буду делать завтра. Я это и так точно знаю.
Мы выходили вместе с Мариной из офиса на Карповке в десять часов вечера. У входа ее ждала машина. Как оказалось, ее собственная. Однако усталость и напряжение прожитого дня не позволили директору сесть за руль. Машину вел водитель. Мы продолжали разговор о планах и о том, кто где будет встречать Новый год. Как оказалось, рабочий день директора на моем интервью не закончился. Впереди еще была как минимум одна деловая встреча и визит к родителям... До Нового года оставались считанные дни.
P. S. Распоряжением президента РФ Марине Фокиной объявлена благодарность президента. Сегодня в Москве проходит церемония награждения.
http://www.nevskoevremya.spb.ru/cgi-bin/pl/nv.pl?art=134663275&print