"Детсадовская реформа": мест стало меньше, тайн больше
Почти три года в Москве идет кампания по борьбе с очередями в детские сады: выделяются деньги, строятся новые здания, полностью перестроена система записи детей. Родители уверены, что система пробуксовывает ("Известия" писали об этом в понедельник). Сегодня официальную точку зрения на проблему в интервью корреспонденту "Известий" Анне Гараненко представляет главный специалист по дошкольному образованию департамента образования Москвы Мария Цапенко.
вопрос: В 2005 году в очереди числилось 12 тысяч детей. Сейчас примерно столько же только в одном Юго-Восточном округе. Такое ощущение, что очередь от борьбы с ней становится только "здоровее"...
ответ: Это не так. Есть реальные подвижки. Если на июнь прошлого года очередь была 33 тысячи детей, то сегодня - 14 тысяч 700 человек. То есть мы сократили ее более чем в два раза. Даже с учетом того, что сейчас гораздо больше родителей хотят устроить детей в сады. В прошлом году у нас за 3 месяца в комиссии пришло более 30 тысяч родителей, которые сказали: "Мы хотим в детский сад с 1 сентября". Здесь сошлось сразу несколько факторов. Во-первых, увеличилась рождаемость. Во-вторых, мы уже 3 года усиленно занимаемся повышением качества дошкольного образования. Строятся современные сады улучшенной планировки, оснащенные лучшим оборудованием. И многие родители, которые не планировали отдавать туда детей, решили: "Почему мы должны оставаться в стороне от этого праздника?" А вы говорите - очередь не сократилась. Нам удалось стабилизировать ее на уровне 2005 года, не позволить перешагнуть 50-тысячный рубеж.
в: Главная жалоба родителей - новая система записи детей в сады непрозрачна.
о: Это не так - нам четко известно, каким по очереди стоит тот или иной ребенок. И не забывайте главного - система взяток за прием в детский сад в Москве ушла в прошлое. Мы единственный регион, где сумели навести порядок - в стране творятся просто безобразия. У нас родители получают путевку и ведут ребенка в сад без всяких так называемых вступительных взносов.
в: Но не все получают эту путевку и зачастую не могут понять, почему?
о: В городе 131 комиссия - конечно, сидя в департаменте, всего сразу не увидишь, поэтому мы активно взаимодействуем с родителями. Они обращаются к нам с жалобами, мы выезжаем, проводим проверку. Если факты подтверждаются, людей наказываем. Если нет, подсказываем, как надо работать.
в: И тем не менее - у многих родителей такое ощущение, что их очередь "зависла".
о: Дело в том, что у нас есть и федеральные льготы на прием детей в детский сад, и московские, которые утверждены единым порядком комплектования детсадов. Условно говоря - стоит ребенок, скажем, 15-м в очереди. Если появляется льготник (ребенок из многодетной семьи, например), он может его обогнать. И вся очередь, к сожалению, сдвигается.
в: Что делать родителям ребенка, которого вот так все время "сдвигают"?
о: Невозможно, чтобы "все время" сдвигали - не надо утрировать. Родителям надо обратиться в окружное управление образования. Прийти на прием, объяснить ситуацию. Попросить изыскать возможность устройства ребенка в детский сад. Родителям надо понимать: разговаривать надо уважительно - "помогите, пожалуйста". А они обычно приходят - "вы нам должны".
в: То есть созданный механизм приходится постоянно поправлять "вручную": ходить, требовать, записываться на прием, просить...
о: А как иначе? Ситуации бывают форс-мажорные. Приходит бабушка - старенькая, полуслепая. Она сидит с ребенком, потому что больше некому. Члены комиссии звонят заведующей детсадом и убеждают принять ребенка сверх установленной нормы комплектования. И бабушка уходит с путевкой. Или у мужчины умерла жена, остался один с детьми... Можно много привести примеров, когда нас благодарят за работу. Потому что комиссии реализуют индивидуальный подход.
в: Получается, форс-мажоры улаживаются за счет обычных людей, у которых не случилось, слава богу, трагедии. Но в итоге уже их ситуации становятся "форс-мажорными"...
о: Обычными ситуациями занимаются окружные управления образования. Мы находим разные выходы: например, предлагаем детские сады в другом районе, 2-3 остановки на транспорте. Такая ситуация у нас в Юго-Западном округе в районе Конькова. Там построены современные большие дома, а садов недостаточно. Сейчас родителям, которым нужно идти на работу, мы предоставляем места в Гагаринском районе. Стали выдавать временные путевки - договариваемся с родителями, что они временно водят ребенка в другой район, а когда появляется новый детский сад недалеко от дома, переходят туда. Более того, мы 50% родителей выдаем путевки либо в день обращения в комиссию, либо в течение месяца. Это реальные данные из нашей автоматической системы комплектования.
в: Это касается, видимо, льготников?
о: Не только. В основном это касается тех районов, где нет очереди в детские сады, например, в Зеленограде, в большинстве районов Южного округа, во многих районах Центрального округа. К сожалению, есть районы, где было много ведомственных садов, которые закрылись, а земли для строительства новых нет. В тройку проблемных входят Юго-Восток, Север и Западный округ. К ним примыкает еще Юго-Запад, затем - Северо-Восток, Северо-Запад, Восток. Кстати, Юго-Восток еще и потому один из самых сложных округов, что там много домов, построенных по программе "Молодой семье - доступное жилье". Эти семьи получают льготы по плате за квартиру за каждого ребенка - чем больше родил, тем меньше платишь. Так там такая рождаемость... А норматив по садам - обычный. Мы переживаем издержки неправильного планирования.
СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"
Телефон доверия городского департамента образования: 366-7094, с 10.00 до 17.00 по рабочим дням
Начальник управления по дошкольному образованию департамента: 369-2002
Замначальника управления: 365-1318
Анна Гараненко
06.05.08
www.izvestia.ru