08 июня 2009
2570

Марк Фейгин: Новая старая идеология

Посещение Путиным могил Деникина, Ильина и Шмелева на кладбище Донского монастыря и ряд его заявлений в этой связи вызвали (в какой уже раз!) недоуменные комментарии наблюдателей, искренне пытающихся разобраться с идеологическими предпочтениями нацлидера. Действительно, столь взаимоисключающая апология деятелей Белого движения и советского имперского могущества требует известной идейной и исторической гармонии. Я, как, впрочем, и многие компетентные авторы, далек от мысли, что Путин, с подачи того же отца Тихона (Шевкунова), более-менее ясно представляет себе "неуловимую" идеологическую разницу между Деникиным и Сталиным, Ильиным и Сурковым, Шмелевым и Михалковым-старшим. Нацлидеру доступен, вероятно, лишь подстрочник из цитат, прилежно составленный его идейными окормителями.



И все же, совершенно очевидно, мы имеем дело хоть и с примитивной, но идеологией - весьма вульгарным евразийством. Эта философская доктрина, родившаяся в эмиграции из отрицания коммунистической интернациональной идеи и ценностей западной цивилизации, не без оснований претендовала на роль целостного мировоззрения. Её культурное предназначение состояло в обосновании особого имперского пути России, исторически обусловленного азиатским присутствием в русской судьбе. С 1922 года евразийство на протяжении полутора десятилетий остается самой серьёзной идеологической альтернативой марксизму, утвердившемуся в Советской России. Князь Трубецкой, Алексеев, приват-доцент Савицкий, Г.Вернадский и ряд других создали в своих историософских работах зачатки того, что со временем превратилось в весьма солидное идеологическое учение. Суть их теоретических построений сводилась к следующим выводам: Россия не есть Европа и не есть Азия, она особая самобытная земля - Евразия. Киевская Русь была лишь одним из восточноевропейских славянских княжеств и потому единственным истоком русской государственности не являлась. Куда более решающим историческим событием в становлении будущей евразийской империи было монгольское завоевание. Главным наследством Орды стало возникновение Святой Московской Руси, единой и великой восточной империи. Её государственная машина полностью воспринята от монголов, передавших России святую хоругвь степной империи чингизидов, и нынешняя страна, по этой логике, и есть её прямая наследница. Петровский период в развитии России есть попытка ухода от евразийской миссии в "пародийное" по отношению к романо-германской цивилизации качество, гибельное для имперского традиционного существа России. Но "срыв" был преодолен великой революцией 1917-го, когда власть от европеизированной петербургской аристократии вернулась в народную толщу.

Особое место во всей этой конструкции занимает православная религия. Раскол вследствие никоновских реформ привел к глубокой пропасти между "Святой Русью", "Москвой как третьим Римом" и секуляризованной, синодальной Церковью, покончившей не только с патриаршеством, но и заменившей, в известном смысле, "византизм на протестантизм".

Одна из важнейших основ евразийской теории - исключительное место великороссов среди славянских племен. Именно они и являются центральным элементом имперского строительства.

К слову, евразийцам по праву принадлежит заслуга создания геополитической теории развития России, что особенно теперь приобрело такое значение и размах - "мыслить пространством".

Большевистская революция 17-го, по мнению евразийцев (и не только их, но и национал-большевиков Устрялова, младороссов Казем-Бека и многих др.), вернула имперскую, пусть и советскую по форме, ипостась русского государства. Народная стихия употребила коммунистическую идеологию в утилитарных целях - для осуществления программы "великого прорыва". Эмигрантские идеологи были заворожены успехами первых пятилеток в деле индустриализации аграрной России.

И тем не менее, евразийство в русской эмиграции уже к 40-м годам себя полностью политически дезавуировало. Со временем крен в сторону большевизма и принятие "завоеваний Октября" в среде евразийцев нарастали. Посредством созданной ГПУ подпольной террористической организации "Трест" участники евразийского и близких к ним объединений были втянуты в замысловатую игру с советской властью. Вплоть до того, что в июне 1926 года глава евразийцев П. Савицкий при помощи "Треста" тайно побывал на инсценированном под Москвой съезде внутрироссийских евразийцев. Разоблачение "Треста" привело не только к расколу и гибели организации евразийцев, но и к тяжелейшему удару по всей идеологии движения. В дальнейшем евразийство продолжило эволюцию в сторону большевизма, дав идеологическое обоснование для разного рода групп "возвращенцев". Откровенное сотрудничество евразийцев Святополк-Мирского, Арапова, Эфрона (мужа Цветаевой) и др. с ГПУ было использовано Сталиным для фактического подавления и расправы с сопротивлением как внутри России, так и в эмиграции.

Идеология евразийства, казалось бы, канувшая в небытие в 40-х, неожиданно возродилась в нынешней России и даже получила новый невиданный импульс от действующей власти. В частности, организация Дугина, одного из деятельных кремлевских пропагандистов, и разного рода отдельные влиятельные товарищи духовного звания и кинематографического цеха успешно внушают современным огэпэушникам забытые старые идеи, столь удачно использованные чекистами в послереволюционной эмиграции.

Мир XXI века усложнился настолько, что новаторские когда-то идеи евразийцев теперь не особенно перспективны. Самостоятельного существования Русской орды, без китайского протектората, как-то не очень получается. Это уже будет не Московская Русь, а скорее монгольская, когда князья ездили в Сарай (а позже в Каркорум) за ярлыками на княжение. Теперь и ездить не надо. ЦК КПК сам пришлет ответственного работника для управления "белой" колонией.

Разумеется, все это Путину неведомо. По ряду его беспомощных высказываний ясно, что глубокие историко-философские изыскания его не вдохновляют. Отталкивание от Запада ведет его к естественному принятию азиатской альтернативы. Разглагольствования о Белом движении, Иване Ильине или самоаттестация "как националиста, в хорошем смысле слова" - всего лишь предпочтение близкого и безопасного для него состояния "восточного комфорта", когда нет ненавистной демократии, прав человека, свободы прессы и публичных манифестаций, нет, в конечном итоге, угрозы потери власти, а это и есть главное в идеологии правящего класса. Именно поэтому идейный выбор падает на китайцев, евразийцев, суверенных демократов, а хоть бы и на зулусов, лишь бы без угрожающих модернизационных перемен.


08.06.2009

www.ej.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован