В Гатчине завершился X Фестиваль "Литература и кино"
В Гатчину приехал Кшиштоф Занусси. Гость такого ранга на Фестивале "Литература и кино" впервые, и он, будучи человеком наблюдательным, тут же сориентировался в обстановке и сказал: "Похоже, на этом фестивале работают одни только женщины". И был близок к истине. Гатчинский фестиваль творит небольшая группа женщин - сотрудниц кинотеатра "Победа". И это, пожалуй, единственный фест, который делается собственными силами на месте, хотя и при участии Москвы. Это фестиваль города, прежде всего. В него вовлечено, кажется, все городское население: от школьников до представителей разного рода служб. И если бы устроителям пришла в голову мысль впредь фестиваль не проводить, никто им теперь этого не позволит. "Литература и кино" - часть городского пейзажа. Его полгода ждут, а потом полгода переваривают увиденное.
Сотрудница гатчинской библиотеки рассказывала, что после показа той или иной картины на фестивале зрители приходят к ним, чтобы взять книгу, экранизацию которой они увидели. Значит, не только "Идиот" Бортко спровоцировал спрос на роман Достоевского по стране, но в небольшой Гатчине люди заинтересовались произведениями И.Грековой, по книге которой Станислав Говорухин поставил свой фильм "Благословите женщину". Впервые картина участвует в конкурсе. Прежде Говорухин не отдавал ее на растерзание каких бы то ни было жюри. И не проиграл. В кинотеатре "Победа" в тот день творилось нечто невообразимое. Людей было гораздо больше, чем мог вместить кинозал. Стояли в проходах весь фильм, а потом половина зала вышла в слезах. Жюри пришлось пробираться на свои места через боковые двери. А после фильма сам Говорухин вышел к публике. Мудрый он режиссер. Не так, как другие участники конкурсной программы, представлял свой фильм, не предварял показ, а появился вопреки принятому распорядку в тот момент, когда зал был преисполнен чувств и встречал любимого своего режиссера как национального героя. На этом можно было закрывать фестиваль. Публика выбор сделала. Да и кое-кто из членов жюри не скрывал своих чувств. Лидия Боброва всплакнула, хотя это, конечно, не показатель. Она и во время просмотров собственных фильмов плачет не стесняясь. Такой уж она человек. В состав жюри также входили еще две представительницы прекрасного пола - оператор Мария Соловьева и актриса Клара Лучко. На фестивале побывали Валентина Теличкина, Наталия Аринбасарова, Наталья Егорова, Вера Глаголева, кинорежиссер Ирина Евтеева, много других прекрасных женщин. Оксана Мысина не только представляла картину Виталия Мельникова "Бедный, бедный Павел", где сыграла императрицу Марию Федоровну, но и устроила целое шоу в гатчинской пиццерии: вместе со своими музыкантами исполняла любимые песни, и это уже не любительщина, а то, что в будущем, возможно, станет делом жизни. Во всяком случае, актриса намерена открывать свой театр в Москве. Были бы стены. Оксана отправилась в компании сотрудников газеты "Культура" (а мы являемся соучредителями фестиваля на протяжении всех его 10 лет) в земляной Приоратский дворец и провела фотосессию.
В Гатчине традиционно вручается множество призов, и не только жюри, но и различными организациями. Так что в обиде мало кто остается. Уж праздник так праздник!
Ежегодный приз газеты "Культура" (цифровая фотокамера) на этот раз вручен Алексею Янковскому за фильм "Легкий ветер" с формулировкой "За талантливое киноисследование талантливого исследователя литературы Виктора Жирмунского". Подробнее об этой работе, как и о других лауреатах и участниках фестиваля, мы расскажем в нашем следующем номере. А пока сообщаем об официальных итогах.
Гран-при "Гранатовый браслет" присужден Виталию Мельникову за фильм "Бедный, бедный Павел". Картина и снималась в Гатчине, в знаменитом ее дворце. Спецприз в 4,5 тысячи евро получил Сергей Никоненко за картину "А поутру они проснулись" за верность шукшинской теме. Станислав Говорухин и его фильм "Благословите женщину" также удостоен спецприза "За лирическое воплощение эпической темы" и 90-томного издания энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона. А исполнительница главной роли - дебютантка Светлана Ходченкова стала обладательницей знаменитых ландышей от ювелира Андрея Ананова и титула лучшей исполнительницы женской роли. Виктор Сухоруков признан лучшим исполнителем мужской роли за созданный им образ Павла I в вышеупомянутом фильме В.Мельникова. А к Павлу в Гатчине особое отношение, здесь слишком многое с ним связано. Можно сказать, он - главный герой этих мест. Спецприз присужден и Ирине Евтеевой за "Петербург" (в подарок - 90 томов сочинений Льва Толстого). За режиссерский дебют отмечен Александр Цацуев с фильмом "Егерь". Приз за лучший женский дебют вручен Светлане Кожемякиной, исполнившей главную роль в белорусской картине "Любовь..?" Людмилы Дубровской по повести Иштвана Сабо "Милая Эмма, дорогая бебе". Оператор Сергей Михальчук признан лучшим благодаря украинскому фильму "Мамай" О.Санина, который, по нашим сведениям, жюри совсем не понравился.
Гильдия киноведов и кинокритиков вручила своих традиционных слонов. Первый - кинорежиссеру Виталию Мельникову за фильм "Бедный, бедный Павел" с разъяснением, что это - "тот самый слон, за которым Павел I снаряжал экспедицию в Индию". Второй - фильму "Любовь Чапая" Станислава Раздорского "За преобразование революционного эпоса в бульварный роман".
Марлен Хуциев, наш классик, представивший на фестивале свой новый и пока незаконченный проект "Невечерняя", получил в знак уважения и признания от спонсоров тысячу долларов со словами: "Марлену Хуциеву. Человеку-эпохе. Еще "Невечерняя". Хорошо бы киночиновники поддержали это начинание и обеспечили возможность наконец-то закончить картину. Ведь надо же понимать, что Хуциев у нас один.
http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=508&pub_id=532103&rubric_id=200&crubric_id=100445
10.03.2004