Сегодня думский комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму должен решить, кто в стране будет утверждать технические регламенты - Дума или правительство. Споры вокруг этого ведутся уже более трех месяцев. Окончательную редакцию поправок в закон "О техническом регулировании" нижняя палата парламента планирует рассмотреть во втором чтении уже на этой неделе. Правительство задумало поправить закон "О техническом регулировании", вступивший в силу в 2003 году, после того как первый вице-премьер Дмитрий Медведев раскритиковал чиновников за их нерасторопность в подготовке техрегламентов. За все это время ни один техрегламент не прошел процедуру думского одобрения. Для разрешения сложившейся ситуации правительство в лице Ростехрегулирования предложило принимать специальные регламенты не законами, а правительственными постановлениями. Думе оставляли право одобрять лишь общие, не зависящие от специфики продукции требования.
Депутаты не согласились с предложениями правительства. "Принятие таких поправок означает отказ от реформы, - говорит председатель комитета по промышленности Мартин Шаккум. - Техрегламенты должны приниматься при широком обсуждении парламентом. Тем более что разделение документов на законы и постановления приведет к правовой неразберихе". Бизнес-сообщество разделилось на сторонников предлагаемых изменений в лице крупного бизнеса (РСПП даже направило президенту письмо с просьбой ускорить принятие документа) и противников - "Деловая Россия" и "ОПОРА", представляющие интересы среднего и малого бизнеса. Основное недовольство у них вызвало то, что технологические вопросы предлагалось регулировать специальными законами и ведомственными нормативами. "Общее количество нормативных актов, обязательных к исполнению, порядка 170 тыс., - поясняет глава экспертного совета "Деловой России" Антон Данилов-Данильян. - Это означает, что поправки не снижают коррупционную нагрузку на бизнес.
Административная рента, к примеру, малого бизнеса сейчас составляет около 10% от доходов". Более трех месяцев продолжался спор между заинтересованными сторонами. В прошлый четверг, казалось бы, компромисс был найден: комитет по экономической политике концептуально одобрил новый текст поправок в редакции комиссии ГД по техническому регулированию. Согласно новому порядку "правительство до вступления в силу технического регламента утверждает правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а также правила отбора образцов, необходимые для применения и использования принятого технического регламента...". Второй спорный вопрос разрешился также в пользу бизнеса: сертификация продукции сохранила деление на обязательную и добровольную. Однако, как сообщил источник в Думе, в ночь с четверга на пятницу текст законопроекта вновь переписали, исключив все же технологию из техрегулирования. "В результате производитель-импортер, на территории которого требования проще и либеральнее, получит преимущество по сравнению с российским производителем, который остается под гнетом все той же безумной стандартизации", - сетует член Общественной палаты Григорий Томчин.
Помимо этих изменений в тексте скорее всего найдут отражения многие замечания правового управления Думы, текст которых расписан на десяти листах. В частности, юристы просят уточнить случаи, когда стандарты будут утверждаться правительством, а когда Думой. К тому же предлагается прописать, что техрегламенты в области обороны, внешней разведки, защиты информации будут утверждаться президентом РФ. Кроме того, не все ведомства получат право редактировать действующие стандарты. "Если ведомствам разрешат править ГОСТы, это будет означать, что реформа техрегулирования затормозится на долгое время", - уверен г-н Данилов-Данильян
"RBC DAILY "
http://www.shakkum.ru/smi/111/
12.02.2007