26 июля 2002
3382

Мастер-класс Роберта Виккерса

Странно писать о нем в прошедшем времени. В сотый, наверное, раз вспоминаю, как он, улыбаясь, говорит: "Когда меня не станет, кто-нибудь в приватной беседе произнесет мою фамилию, и вы сразу воскликнете: "Виккерс? Да он умер на моих руках!" - Вам, Аркадий, я разрешаю так говорить"...

Увы, он умер не на моих руках. Он умер в больничной палате за несколько часов до прихода нового тысячелетия. За несколько дней до этого он говорил мне: "Врачи говорят, если сделаю операцию на сердце, проживу еще лет двадцать. А зачем? Я уже все видел, все понял и все, что мог, успел сделать..."

А сделать он успел действительно немало: почти 30 лет писал для Тарапуньки и Штепселя, издавал книги, писал сценарии для кино и анимации, его песня "Четыре таракана и сверчок" стала народной. КВН, мюзик-холл, балет на льду, голубые огоньки - у истоков неизменно стоял он. Предмет его особой гордости - юмористический журнал "БЛИН".

В последние 10 лет мы общались почти ежедневно. Он никогда никого не поучал, не давил авторитетом, не вспоминал о былых заслугах. Пафос ненавидел. Для всех, кто с ним общался, это было настоящим мастер-классом...
* * *

90-й год. Сидим с Виккерсом на концерте. Скучаем: что ни номер - то халтура. Наконец, объявляют выступление театра эротики, что было по тем временам еще в диковинку. Выбежали четыре девушки, быстренько разделись под музыку и убежали. Виккерс облегченно вздыхает: "Слава Богу! Эти хоть что-то показали!"
***

Одна из его любимых фраз была: "Надо взорвать!"...

Однажды мне в пожарном порядке пришлось писать сценарий телевизионного ток-шоу. Вроде бы получилось: понравилось и режиссеру, и артистам, и ведущей, и публике. На следующий день встречаемся с Виккерсом:

- Ну что вам сказать? Смешно, забавно, динамично, но как у всех. А надо было взорвать!

- Легко сказать. Это ведь ток-шоу - устоявшийся жанр. Если вы такой дерзкий, подскажите, как его взрывать.

- Не знаю, - развел он руками, - но все равно НАДО БЫЛО ВЗОРВАТЬ!!!
***

22 августа 1991 года. В день окончания путча хороним тещу Виккерса - женщину, с которой у него были прекрасные отношения. Всей редколлегией выносим гроб. По дороге на кладбище кому-то из нас приходит в голову идея свежего номера: переворот в "БЛИНе". Начинаем оговаривать детали, обращение путчистов к народу и т.д. В результате на кладбище гроб из автобуса выносят шесть улыбающихся мужиков.

- Ну и видик у нас у всех был! - говорит на поминках Виккерс. - А вообще-то, я лично был бы рад, если бы меня хоронили с улыбками. Можете считать эти слова завещанием.
***

91-й год. Вечер "БЛИНа" в Доме актера. Член редколлегии Виталик Проценко исполняет парафраз на тему известного романса: "Горите горны пионерские. Гори продажное перо. Огнем горите рожи мерзкие из галерей политбюро!.." Вдруг в зале вскакивает с места женщина с пунцовым от злобы лицом и, потрясая кулаками, кричит, что не позволит издеваться над всенародно любимым романсом. Секундное замешательство. На сцену выходит абсолютно спокойный Виккерс:

- Мадам, я понимаю ваши чувства. Но не разделяю. Подозреваю, что здесь я такой не один. Поэтому прошу поднять руки тех, кому выступление юмориста нравится. Единогласно. Продолжай, Виталик.
***

Июль 1991 года. На три дня дворец "Украина" отдан программе "БЛИН" в "Море Смеха". Вместе с блиновцами на сцену выходили лауреаты первого международного фестиваля "Море Смеха" из Риги, Тбилиси, Москвы, Минска и, конечно же, лауреаты Гран-при Моисеенко и Данилец. Из-за внезапно назначенного правительственного концерта график наших выступлений сдвинули на пару дней, из-за чего в последнем концерте "Кролики" выступать не могли -уезжали на гастроли.

В этот последний вечер на Виккерсе лица не было - "Кролики" после фестиваля вышли на пик популярности и концерт без них смахивал на обман зрителей. Уже перед началом Саша Володарский вспомнил, что в Киев на именины к маме приехала Клара Новикова. Из автомата на служебном входе позвонили Кларе, вытащили ее из-за стола... Во втором отделении, когда из зала уже начали кричать: "Кроликов" давай!", "Где "Кролики"?", Виккерс обратился к публике:

- Вы можете за секунду пережить плохое известие и перейти от разочарования к восторгу?

- Можем!!!-дружно ответил зал.

- "Кроликов" не будет!

- У-у-у!!!

- Выступает Клара Новикова!

- А-а-а!!!

Вечер прошел на ура.
***

Первый вечер "БЛИНа" состоялся 12 января 1991 года в Республиканском доме кино. Для большинства авторов, как и для автора этих строк, это был первый выход на сцену. Помню, когда вышел к микрофону и посмотрел со сцены в зал, показалось, что падаю в пропасть. Вечер удался, и буквально через пару дней в квартире Виккерса, где мы тогда работали за неимением офиса, зазвонил телефон. Дирекция Октябрьского дворца предлагала выступить и давала нам на выбор две даты: 30 или 31 марта.

- И 30-е, и 31-е! - не задумываясь ответил Виккерс.

- Я сначала изумился, потом испугался: как, сразу два концерта? И где - в Октябрьском! С нашим-то опытом!

- Да! Именно сразу! Именно два концерта! Именно в Октябрьском! - горячился Виккерс.

- Да что вы на меня кричите?

- "И уверенность в победе слышат тучи в этом крике". Все будет нормально. Прорвемся!

Еще как прорвались! Два дня супераншлагов. Так начиналась наша концертная деятельность.
***

После первых "блиновых" концертов наша почитательница и подруга Фаина Львовна Кац сказала Виккерсу: "Роба, я поняла, что нужно сделать для того, чтобы вечер юмора удался".

- И что же?

- Нужно, чтобы это было смешно.

С тех пор фраза "Нужно, чтобы это было смешно" стала нашим кредо. Спасибо вам, Фаина Львовна, секрет успеха теперь всегда с нами!
***

Творчество - это кровавый пот. Только дилетант или невежда может подумать, что хоть что-нибудь можно сделать легко. ЗА ВСЕ НУЖНО КРОВЬ ОТДАТЬ! Подруга из ансамбля Вирского жаловалась: "Вирский просто садист! Орет, бьет линейкой по ногам, хамит, гоняет всех так, что судороги хватают! Все! Уезжаю в Москву к Игорю Моисееву!". Через пару месяцев встречаемся: "Моисеев - чудовище! По сравнению с ним Вирский - невинный младенец"... Вот это и есть профессионализм!
***

- Что такое для драматурга работа в кино или на телевидении? Это КЛАДБИЩЕ НАДЕЖД!
***

- Однажды, когда я только начинал, мне позвонил один композитор, попросил написать слова на его музыку и продиктовал "рыбу". ("Рыба" - это стихотворный и ритмический размер для песни). Надиктовал он мне что-то примерно такое: "Я тебя любил. Ты меня любила. Ты меня убил. Морда крокодила"... Через много лет, после смерти папы, прочитал в его дневнике: "Нечаянно прочитал Робины стихи (далее цитируется "рыба"). Какая тонкая лирика! Мой мальчик стал настоящим поэтом!"
***

В 60-е годы мы с Сашей работали над программой для первого Украинского балета на льду. Вдруг в Киев приезжает американская труппа "Холидей он айс". Приходим во Дворец спорта. Зал битковый. В одном из номеров вся труппа выстраивается в линию, и линия эта начинает вращаться вокруг своей оси - все быстрей и быстрей. Вдруг видим, как крайний фигурист отрывается от линии и центробежной силой отбрасывается к дальнему бортику. Фигурист пытается догнать построение и уцепиться за крайнего. Он прилагает отчаянные усилия, кажется, вот-вот уцепится, публика в едином порыве поддерживает его, наконец, под овацию зала он воссоединяется с труппой.

- Вот что значит Его Величество Случай!- говорим мы друг другу по дороге домой. - Никакая фантазия не придумает того, что подскажет жизнь!

На следующий день приходим опять. И что же мы видим? Ту же хохмочку в том же месте... Нет, лучшие импровизации всегда придумываются заранее...
***

- Когда команда КВН ГВФ стала чемпионом СССР, мало кто знал, что авторы их реприз - мы с Сашей. Тогда такие вещи держались в секрете. Встречает меня однажды Ира Молостова и говорит: "Эх вы, профессионалы! Простые студенты утерли вам нос. Вот что значит молодежный задор, помноженный на импровизацию! Учитесь, пока не поздно!" ...Импровизация, однако.
***

- И еще об импровизации. Когда в прощальном матче Блохина во втором тайме на поле выбежала его дочка Ирочка и за руку увела папу с поля, все репортеры во всех газетах написали, что то, что подсказала жизнь, не придумает ни один сценарист в мире... Ну, один все-таки нашелся... И еще: в сценарии прощального матча было мало текста, а мне нужно было оправдать гонорар. Поэтому я начал его так: "Теплый солнечный вечер"... "С чего вы взяли, что вечер будет теплый и солнечный?" - спросили меня члены приемной комиссии. "Если я так написал, значит, так и будет", - отвечаю. Так и случилось. Тоже импровизация...
***

- Что за поветрие пошло - называть своего героя непременно Сидоровым? Что в этой фамилии такого смешного? Если не верите, найдите какого-нибудь Сидорова и внимательно на него посмотрите. То же самое в анекдотах: если еврей, то обязательно или Абрам, или Хаим. Ведь есть же и другие замечательные еврейские имена. Иван, например...
***

- Создатель мультсериала "Ну, погоди!" Котеночкин был, конечно, великим режиссером, но и выпивохой был не из последних. Когда мы приехали в конце 70-х на кинофестиваль в Белград, югославы, узнав о его приезде, тут же выплатили ему какую-то баснословную, по тогдашним нашим меркам, сумму в долларах, поскольку выпускали обои с Волком и Зайцем.

Тут же к Котеночкину прилепились собутыльники, сразу нашлись новые друзья, и пошел пир горой. Ни на один просмотр он не являлся - приползал в наш с ним гостиничный номер поздно ночью на бровях и мгновенно засыпал. В вечер перед отъездом он приполз совершенно зеленым: "Все, Роба, допился! Умираю. Жене и детям скажи, что в последние минуты думал о них".

- Да перестань, - говорю, - оклемаешься.

- Нет, не надо утешать. Я же чувствую - мне конец. У меня к тебе последняя просьба. Обещай, что выполнишь.

- Обещаю.

- У меня в боковом кармане еще остались 50 баксов. Достань их и принеси из бара бутылку рома... Да! И пивка прихвати для утренней опохмелки!..

Могучий был человек!
***

- Врагов я, конечно, научился наживать себе на ровном месте. Вот, например, И. (называет фамилию известного юмориста). Сидим в ресторане ВТО в Москве. За столом - коллеги-юмористы. И. теоретизирует: "Название произведения у человека с чувством юмора должно быть коротким, как выстрел. Вот как у Гоголя: "Нос", "Шинель", "Вий"... И я тут же добавляю: "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем"...

И всё! Все хохочут, а И. - враг на всю жизнь. Оно мне нужно было?
***

Ведущий артист БДТ Михаил Волков (он же - Вилф) начинал в Киевском театре юного зрителя, откуда его выперли со скандалом. Поехал он в Питер к Товстоногову. Взяли. Вскоре утвердили на главную роль советского разведчика в фильме "Операция "Сатурн". В фильме есть эпизод: разведчику в руки попадает список советских предателей из немецкой разведшколы. Миша прочитал на репетиции список и возмутился: "Ну что это за фамилии? Где вы их взяли?!"

- Да какая тебе разница? - пожал плечами режиссер. - Не нравятся эти, назови другие.

И Волков тогда внес в список предателей фамилии всех бывших коллег по ТЮЗу. Отомстил!
***

- Первый артист, для которого мы с Сашей написали интермедию, был известный в Киеве конферансье. Он прочитал, пришел в неописуемый восторг и отвалил нам невероятную по нашим меркам сумму. Попросил еще. Написали. Принесли. Не понравилось. Написали еще. Принесли. Опять не понравилось. После пятого раза он нам сказал: "Мальчики, я понял: то, что вы принесли мне в первый раз, - это был ваш "Чапаев".

- ???

- Братья Васильевы тоже после "Чапаева" ничего путного сделать не смогли. И вы больше не напрягайтесь...

Слава Богу, он ошибся. Но ситуация очень распространенная.
***

В 50-е годы невероятно популярен был певец из Баку Рашид Бейбутов. Песни в его исполнении "Ах, эта девушка!", "Только у любимой могут быть такие необыкновенные глаза" и т.д. пользовались бешеным успехом. В странах Востока его принимали у себя шейхи, эмиры, султаны и дарили деньги, драгоценности, ковры, а один шейх даже стадо слонов подарил. Забавно было наблюдать, как он, выводя рулады: "Нефтяник, ты мой брат!" и прочая, и прочая, тянул к "братьям", сидящим в зале, унизанные драгоценными перстнями пальцы.

Однажды Бейбутов предложил Тимошенко и Березину: "А давайте сделаем совместную программу и будем катать ее по всей стране".

Юра и Фима удивились: "А как же мы будем работать вместе?"

- Очень просто, - пояснил Рашид, - концерт мы построим так: песня - стенка, песня - стенка, песня - стенка... До Юры и Фимы не сразу дошло, что "стенка" - это сценка.

А вообще-то, очень точный рецепт любого эстрадного действа: песня - сценка, песня - сценка. Я об этом принципе с тех пор всегда помню. И вам советую.
***

- Что такое попса? Это популярная музыка, в которой нет мысли. Что такое попса в юморе? Это юмор без подтекста. То есть почти щекотка.
***

Одним из корифеев эстрадной драматургии в СССР был Владимир Соломонович Поляков. Он писал для всех: Мирова и Новицкого, Шурова и Рыкунина, долгие годы был единственным автором Аркадия Райкина.

Денег у него по тем временам было немеряно, но его губила одна привычка - любил жениться на молоденьких. Часто и регулярно. Причем жены его столь же часто и регулярно бросали, предварительно обобрав до нитки. В конце 60-х Поляков разругался с Райкиным и создал свой театр миниатюр. Конечно же, начались козни, интриги, какие-то деятели решили театр у него отобрать, выставляя главным аргументом недостаточное "облико морале" Владимира Соломоновича. И тогда Поляков вспомнил о своем давнем армейском дружке - начальнике политотдела знаменитой 18-й армии Леониде Ильиче Брежневе. При политотделе был армейский театр, худрук которого Поляков успешно поставлял замполиту хорошеньких артисточек...

Короче, находит он концы и добивается приема. Генсек в те годы был еще, как говорится, в здравом уме и трезвой памяти. В приемной худрука предупреждают: "У вас пять минут" и заводят в кабинет. Генсек раскрывает ему объятия и начинает рыдать. Рыдает и спрашивает: "А помнишь Галочку? А помнишь Анечку? А помнишь Капитолину Арнольдовну?.." Через два часа опомнился: "А зачем ты, собственно, пришел?".

- Так и так. Театр отбирают. Прошу помочь. Вот заявление.

- Да на хрен мне твое заявление? Ты думаешь, меня здесь кто-нибудь вообще слушает? Все эти мои портреты, кинохроника, теленовости - только видимость власти. На самом деле они все прикрываются моим именем и творят, что хотят. Так что извини, рад бы помочь, но не могу.

Вот что значит - опытный аппаратчик... Правда, Поляков не очень-то и огорчился. Слух о том, что он два часа просидел в кабинете Брежнева, шел уже впереди его, и все споры с тех пор решались только в его пользу.
***

У нас с Сашей был похожий случай: Министерство культуры Украины совместно с "Укрконцертом" объявило конкурс на лучший политический фельетон. Все члены комиссии в один голос уверяли нас, что лучшая работа - наша, а в результате - полный пролет.

После объявления результатов хмурые, злые проходим мимо главпочтамта. "А давай наш фельетон в "Правду" отошлем", - говорит Саша. "Ты с ума сошел! Кто мы такие? Кто мы для "Правды"? Два неизвестных киевских еврея!"

- Значит, имеем шанс стать известными. А "нет" у нас всегда в кармане. Отослали. Через две недели наш фельетон выходит в "Правде". И сразу же раздается звонок из "Укрконцерта": "Где же ваш фельетон? Приносите, обязательно будем ставить!"
***

- И еще о "руке Москвы". Песню "Четыре таракана и сверчок" мы написали для политического фельетона, который исполнял Константин Яницкий. Песня моментально стала шлягером. Но недолго музыка играла: нас, голубчиков, за ушко вытащили на бюро Ленинградского райкома партии, разделали в пух и прах, обвинив песню в безыдейности, низкопоклонстве перед Западом, безвкусице и еще бог знает в чем. Постановили: вредную песню запретить. В тот же вечер по московскому радио "Маяк" и Центральному телевидению ее исполнил детский хор Локтева. О запрете мгновенно забыли все.
***

- В какой-то момент нас с Сашей стала раздражать консервативность режиссеров-постановщиков, работающих с Тимошенко и Березиным. Мы ворчали, ворчали и доворчались. Сидим однажды у Юрия Трофимовича дома и опять заговариваем о режиссуре.

- Ну, и кто же на сегодняшний день у нас лучший режиссер, по-вашему? -спрашивает он.

Отвечаем, не сговариваясь: "Любимов!"

Ю.Т., ни слова не говоря, тут же подходит к телефону, набирает номер и поет в трубку: "Цветок душистых прерий!".

- Лаврентий Палыч Берий! - отзывается на другом конце Любимов. - Юрка! Привет! Ты куда пропал?

Оказывается, оба служили в ансамбле МВД, куратором которого был сам Берия.

- Так, так и так - говорит Тимошенко. - Когда можешь приехать?

- Сегодня уже не успею, а завтра встречай.

И действительно, приехал, причем не один, а с художником Давидом Боровским. Заехали к Ю.Т., вспомнили былое, заговорили о постановке. И здесь Любимов стал потрясать нас творческими находками. Для театра, это, конечно, было и смело и дерзко, но для эстрады - жанра, который должен быть понятен любому дебилу, это не годилось никак. Доконал нас Боровский, набросавший на следующий день эскиз декораций. Задник сцены украшала костяшка домино размером где-то 3х4 метра.

- Что это, Давид?

- У вас есть номер о рыбе. А эта костяшка и есть "рыба". Только доминошная. Правда, классно?..

В общем, три дня мы с ними выпивали-закусывали, а когда провожали на вокзал, речи о постановке уже никто не вел. Так и работали дальше с режиссерами-консерваторами.
***

- С композиторами было полегче. Пригласили однажды написать музыку к спектаклю находящегося в зените славы после "Бременских музыкантов" Геннадия Гладкова. Встречаем на вокзале его с братом, а они из купе выйти не в состоянии, так накачались. Завезли их в гостиницу, и неделю они оттуда даже не выходили, только квасили. Через неделю звонит Гладков - приезжайте. Садится за рояль и играет буквально с листа всю музыку к спектаклю. Мы только ахнули. Приняли все без единого замечания.

В общем, загрузили мы с братом их, как дрова, в купе и, когда поезд тронулся, только головами покачали. Воистину, талант не пропьешь!
***

С Тимошенко и Березиным постоянно работал легендарный администратор Александр Эткин. Все наши сценарии начинались словами: "Выходит Эткин". Это значило, что за каждый выход Эткину полагалось пять рублей.

В Днепропетровске к Эткину пришел корреспондент вечерней газеты. Эткин, как и положено, выписал ему лучшие места, а на следующий день с удивлением прочитал рецензию. Журналисту нравилось все: спектакль, декорации, музыка, игра артистов, тексты. И только одна мелкая деталь вызывала его недоумение: "Совершенно непонятно, зачем на сцене появляется артист Эткин и артист ли он вообще?"

Вечером перед спектаклем журналист с газетой в руках появился в гримерке:

- Ну, как вам моя рецензия?

- Молодой человек, - ласковым бархатным баритоном начал Эткин, - у нас в стране, конечно, свобода слова, и вы можете писать все, что хотите, но позвольте и мне в таком случае сказать все, что я о вас думаю... Ах ты, говнюк!.. - Эткин схватил журналиста за воротник, встряхнул так, что на пиджаке оборвались пуговицы, приподнял над полом и, матеря на чем свет стоит, спустил со всех лестниц.
***

- Эткин славился своим женолюбием. Всех своих пассий в лицо не мог запомнить и на вопрос: "Вы меня узнаете?" отвечал: "Год? Город? Гостиница?"...

В последние годы жизни его прибрала к рукам дама, которую мы с Сашей за хищный профиль прозвали "Орёл".

Едем как-то на гастроли в Крым. На какой-то станции я купил в киоске тоненькую книжечку из библиотечки "Огонька" - стихи какого-то никому не известного поэта. Стою в вагонном коридорчике у окна. Читаю. Подходит Эткин: "Ты, Роба, в своем репертуаре. Все нормальные люди в дороге бухают, закусывают, знакомятся с дамами, а ты читаешь всякую... А ну, дай сюда... Твою мать! Поэт такой-то: Хотел бы я держать тебя за руки,/Когда тебя я вижу, я живу./Родная, я не выдержу разлуки/Прийди ко мне во сне и наяву!"...Тьфу, б..! Фуфло какое! И пишут же такое фуфло! Ну, ты читай, а я пошел в ресторан... Хотя, знаешь что? Перепиши мне эту кирзу. Я ее Орлу пошлю"...

Прошли годы. Похороны Эткина. Над свежезасыпанной могилой стоит скорбящая семья. Чуть поодаль рыдает Орел: "Это был такой человек! Многие считали, что он грубый, наглый, циничный, а он... Он был таким тонким! Таким ранимым! Он же стихи мне посвящал! Послушай, Роба: "Хотел бы я держать тебя за руки/Когда тебя я вижу, я живу..." Да! Поэзия творит чудеса.
***

- Однажды Эткин сказал: "Все у меня в жизни уже было: водка, бабы, деньги. Машину купил, квартиру купил, дочке квартиру тоже купил. Теперь смерть бы себе легкую купить. Вот как у Илюши Набатова - пришел домой после концерта, лег в постель с газетой - и все..."

Прошло несколько дней. Эткин должен заехать за Тимошенко и Березиным на машине. Проходит десять минут, двадцать, полчаса, а Эткина, который всегда славился пунктуальностью, нет. Телефон не отвечает. Едут к нему на такси. Дверь никто не открывает. Тимошенко через соседский балкон перебирается на балкон Эткина и через оконное стекло видит своего администратора в постели. На лбу - очки, в руках - газета...
***

В последний год своей жизни Тимошенко, уже зная, что обречен, ходил прощаться с друзьями, мирился с недругами, извинялся перед теми, кого обидел, хоронил сверстников. После похорон обычно рассказывал: "Вчера гуляли на похоронах у... Повеселились!"
***

Прихожу его проведать после первого инсульта.

- Ну не смотрите на меня так озабоченно. Лучше вспомните анекдот. Умирает старый еврей. Врач напутствует его друга перед тем, как впустить в комнату умирающего: "Ему нужны положительные эмоции. Побольше веселья и оптимизма!" Гость, потирая руки, входит в комнату: "Ну что, умираем?!"
***

Самый короткий анекдот: еврей-колхозник. Партия решила претворить этот анекдот в жизнь. В 1941 году на Киевской киностудии снимался кинофильм "Фроим-Сокол" о еврейском колхозе. 10-летний Роба Виккерс был утвержден на одну из главных ролей. Компания подобралась неплохая: Наталья Ужвий, Амвросий Бучма, Соломон Михоэлс. Между Михоэлсом и Робой завязалась крепкая мужская дружба. 22 июня застало их под Черниговом. Все дороги были забиты беженцами, добраться до Киева было невозможно, но отец Робы каким-то образом пробился до Чернигова и увез сына в Ельцовку под Новосибирском. Там мальчик работал на авиазаводе и учился в школе.

Зимой 43-го театр Михоэлса прибыл в Ельцовку. Роба прибежал в Дом культуры. Войти невозможно: слишком много желающих. Мальчик все же как-то исхитрился проскользнуть мимо билетеров и пробрался в гримерку к артисту. Михоэлс его не узнал - перед ним стоял исхудавший от недоедания, вытянувшийся чумазый мальчишка в летном шлеме. "Чернигов. "Фроим-Сокол" - прошептал мальчик. У Михоэлса задрожали губы: "Роба", - выдохнул он и заплакал. Все три дня артист не отпускал его от себя. Это была их последняя встреча.
***

В больнице на следующий день после выписки из реанимации:

- Завозят меня в реанимацию, кладут под капельницу и оставляют одного. Причина уважительная - день рождения старшей медсестры. Лежу, умираю. Слышу, как доносятся издалека отголоски чужого веселья. Часа в два ночи за стенкой слышу голоса: в пустой соседней палате врач убалтывает медсестру. Сначала она не давала, потом часа в три дала, потом начала плакать, он ее утешал, а я лежал и думал: "ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ!"
***

- Обратите внимание на койку у окна. Этот мужичок достал всех: требует выдать ему индивидуальную ложку на том основании, что он чернобылец. И все ему вежливо объясняют, что правила здесь для всех одни, а ложку будут выдавать перед приемом пищи. Дошел до главврача больницы - результат тот же. Сегодня утром он лежит и рассуждает вслух: "Значит так, сегодня воскресенье, наши все разъехались по огородам, надо найти одежду, одолжить денег, добраться до автовокзала, а оттуда - автобусом на Житомир..."

Все ему: "Да ты с ума сошел! Тебя же еле откачали! И вставать тебе нельзя! Зачем тебе ехать?"

А он: "Как зачем? Ложку взять"...

Ну чем не Чехов?
***

В последние годы его часто обманывали. Один известный издатель, много и часто призывающий всех к честности, порядочности и благородству, издал книжку еврейских анекдотов, над которой Виккерс работал не один год, и даже не сообщил об этом автору. Другой фальшивый симпатяга уговорил его подготовить в сжатые сроки календарь юмора. Результат тот же. Таких случаев было, увы, много. Но он не озлобился.

- Что в таких случаях главное? - говорил он. - ПЛЮНУЛ, ОТМЫЛСЯ И ПОШЕЛ ДАЛЬШЕ.

***

Вечером 31 декабря сын оставил его на попечение платной сиделки, которую предложила администрация больницы. В 9 часов утра, когда сын явился в больницу, ему сообщили, что отец умер.

- Как?! Когда?

- Может, в восемь вечера, а может, в десять, МЫ ШО, ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ?

- Как же так, Женя, - спрашиваю сына, - неужели у них не было твоего номера телефона?

- Был. Может, они просто не хотели нас огорчать?

Наивный парень...

Грустная символика: он со своей интеллигентностью, порядочностью и высоким чувством ответственности остался в минувшем тысячелетии, а жлобство, бессердечие и бескультурье в новую эпоху легко перешагнуло.

Слава Богу, у него остались ученики, которые навсегда запомнят его МАСТЕР-КЛАССЫ.


26.07.2002

Аркадий ГАРЦМАН

www.zn.ua
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован