30 июля 2008
3400

Мэры под ударом

За последние несколько лет мэров можно назвать привычными объектами нападок со стороны губернаторов, правоохранительных органов, федеральных властей и т.д. Мэры обвиняются в коррупции, преступных сговорах, провальном исполнении своих обязанностей. Над градоначальниками нависла угроза назначаемости губернаторами, которые решили не дожидаться официального распоряжения федеральных властей и начали сами находить способы поставить градоначальников в прямую зависимость, свидетельством чего являются последние события в Костромской и Псковской областях.

Логика событий последних лет явно обнажает тот факт, что мэры - одна из самых "страдальческих" категорий управленцев в России. Градоначальники исправно исполняют функцию публичных "мальчиков для битья" в регионах. В 2006 году за решеткой оказался мэр Волгограда Евгений Ищенко, обвинениям со стороны правоохранительных органов подвергся мэр Снежинска Анатолий Опланчук, заключен под стражу мэр Томска Александр Макаров. В 2007 году список мэров, подозреваемых в каких-либо серьезных нарушениях, расширился: мэр Тольятти Николай Уткин, мэр Архангельска Александр Донской, мэр Рязани Федор Провоторов, мэр Владивостока Владимир Николаев. В основном градоначальники обвиняются в коррупции, вымогательстве и растрате государственного имущества. Также в прошлом году участились разговоры о назначаемости мэров губернаторами.

Скандальной репутации мэры обязаны нескольким причинам, среди которых взаимоотношения с федеральной властью, губернаторами и, безусловно, качество исполнения своих обязанностей. Причины нападок федеральных властей на мэров, в частности обсуждения отмены избираемости, кроются в положении глав городов в системе властной вертикали, а точнее сказать в отсутствии той ячейки, которые мэры бы и занимали в выстроенной иерархии власти. Данная ситуация не может не беспокоить власть, особенно в той ситуации, когда всевидящее око "федералов" замечает очередные недоимки в бюджетах городов. Еще один аспект в намерениях российского руководства обуславливает подозрительное отношение к градоначальникам: ЖКХ, находящаяся в ведении городских властей, является одной из самых проблемных, и реформа этой сферы предполагает быть крайне трудоемкой, что требует максимальной мобилизации усилий региональных и городских руководителей. А в этой области взаимодействия давно наметился существенный кризис, так как, известно, что отношения между губернаторами и мэрами являются заведомо конфликтными. Объяснение здесь простое: мэры городов, в особенности крупных промышленных, представляют некоторую преграду для губернаторов, так как последним требуется время для согласования интересов с градоначальниками, за которых проголосовал народ. И с момента назначаемости региональных руководителей выборность глав городов стало подразумеваться как негласное преимущество. Но, с другой стороны, губернаторы отождествляют свою власть с федеральной и поэтому они могут вести более агрессивный диалог с представителями городской власти. В силу этого конфликтные взаимоотношения неизбежны. Исключением может являться только ситуация, когда посты мэров городов занимают лица близкие к губернатору. Например, это практикуется в Белгородской области, где мэр Белгорода Василий Потрясаев близок к семье губернатора Евгений Савченко.

В то время как федеральные власти подзабыли идею назначаемости мэров, возможно, и ненадолго, губернаторы видимо, об этом не забывали ни на минуту. И усвоив тренд ротации кадров, заданный недавно Дмитрием Медведевым, решили "под шумок" вместо избранных градоначальников поставить назначенных законодательными собраниями городов "сити-менеджеров". Такая ситуация произошла на днях в Костромской области, где объектом манипуляций регионального руководителя стала мэр Костромы Ирина Переверзева, которая ушла в отставку, и планируется, что обязанности градоначальника будет исполнять наемный "сити-менеджер". То же произошло в Псковской области, где уже были внесены поправки в устав города о том, что главой муниципального образования является председатель гордумы, и после истечения полномочий мэра Михаила Хоронена в 2009 году, региональные элиты рассчитывают назначить "сити-менеджера".

Подобные вольные шаги губернаторов свидетельствуют о том, что конфликтные отношения с мэрами в некоторых регионах достигли предела. Губернаторы пытаются расширить свою власть и убрать с дороги все препятствия любыми способами. Вероятно, федеральный центр к такой ситуации равнодушным не останется.

http://www.politcom.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован