10 июня 2012
2898

Миф о среднем классе

Утверждение о том, что в России родился средний класс, и он "хочет перемен и хочет демократии", озвученное Чубайсом в его последнем интервью одновременно с объявлением завершения "эпохи стабильности", - это повторение старой мантры о том, что вообще основой демократии является именно средний класс.

Как инструментальное понятие, словосочетание "средний класс", несмотря на свою терминологическую условность, используется сегодня слишком широко и неоднозначно. Хотя на самом деле этот термин всегда был синонимом выражения "нечто неопределенное" - то есть, ни те, ни другие (почти по Троцкому: ни войны, ни мира). Однако уже лет сорок назад в исследовании "среднего класса" выделялось два разнородных начала. Одно - это собственники средней руки, владельцы средних фирм и предприятий. Другое - это квалифицированные работники высокой оплаты в крупных корпорациях и государственных учреждениях.

Объединяло их одно - средний уровень дохода. Но, кроме определения "среднести" по доходу, она еще определятся и по образованию, и по статусу. В 2000-е годы при исследованиях социальной структуры российского общества оказывалось, что получающие зарплату почти нищенского уровня учителя тоже относили себя к среднему классу, исходя из традиционных представлений о значимости профессии учителя. И к среднему классу относили себя топ-менеджеры, имеющие по нескольку квартир и загородные виллы - потому что они знали: их уровень жизни это вовсе не богатство. Богатство - это то, что имели хозяева их компаний.

Но даже, если исходить из определения "среднести" по уровню дохода (не бедные и не богатые), различий у них окажется куда больше, чем объединяющего начала. И уже принято выделять не только низший средний класс, средний средний класс и высший средний класс, но и "низ среднего среднего класса", "верх низшего среднего класса" и т.д. Потому что предприниматель скорее заинтересован в экономике, где главную роль играют средние предприятия при минимуме государственного вмешательства и высоком уровне конкуренции. А высококвалифицированный специалист крупной фирмы, равный ему по доходу, - в экономике, где свободно себя чувствуют крупные корпорации, поделившие между собой рынок. А работник государственной организации заинтересован в экономике с сильным государственным регулированием.

Есть замечательные данные Левада-центра, опросившего участников протестного митинга на проспекте Сахарова. Тогда оказалось, что четверть участников этой акции были бизнесменами или руководителями разного уровня, а 46 % - "специалистами". Примерно такие же данные были и у ВЦИОМа: 49 % митингующих оказались "специалистами", но из них 44 % - специалисты коммерческих структур, и лишь 5 % - специалисты бюджетных учреждений.

То есть, на самом деле средний класс - это социологическая фикция, определяющая тех, кто более четко не определяем. У них нет ни четкой классовой самоидентификации, которую им как раз и пытаются навязать, чтобы "рассерженные горожане" считали себя единым целым, ни общих реальных интересов. За неимением последнего, их пытаются убедить в том, что их общий интерес - в ослаблении государственного регулирования любых сфер жизни. Им пытаются привить даже не доминирование интересов одних из них над интересами других, а совсем иной интерес, который может оказаться враждебным для них всех. Например, интересом олигархических групп.

В тоже время неверно, что средний класс всегда хочет демократии и всегда стремится к ней. Потому что как раз на активности среднего класса держались все фашистские режимы. В несколько иной терминологии средний класс раньше называли "лавочниками" - теми самыми, которые были опорой гитлеровского и подобного ему режимов.

Вопрос о том, сколько человек получает, еще не определяет ни его интересов, ни его самоидентификации. Потому что не менее важен вопрос о том, на каком основании он это получает, каким образом и с каким видом деятельности он связан.

Имеющий элитную недвижимость менеджер, работающий на главу крупной кампании, при прочих равных будет ненавидеть его даже больше, чем простая уборщица в этой кампании. Потому что уборщица понимает, что кроме как в этой или подобной кампании ей таких денег никто не заплатит. А менеджер понимает, что если из этой кампании убрать ее владельца и ее национализировать либо передать в собственность персонала, то ему будет даже лучше - по крайней мере, та львиная доля прибыли, которую сегодня забирает себе хозяин, останется в компании.

Средний класс (именно потому, что он средний) является не однородным и гомогенным началом, а неким смешением разных частей других классов, так или иначе тяготеющих к более чисто выделенным социальным образованиям. Если в стране 70 % людей зарабатывают себе на жизнь в качестве наемных работников, 4 % имеют доход от частной собственности, не нанимая работников для себя, 1 % - их нанимает, а остальные живут на пенсии, стипендии и пособия - кто здесь средний класс? В лучшем случае это те, кто продает свою рабочую силу, но получает больше других.

Но, во-первых, если исходить из того, что большую зарплату все же платят наиболее ценным работникам, то именно им проще обойтись без владельцев их фирм. Во-вторых, вопрос опять же в том, в какой сфере и в какой отрасли они работают. Потому что у пиар-консультанта главы кампании интерес будет один (этот глава ему позарез нужен), у банковского менеджера - другой, а у технолога производства - третий. Но важнее для экономики и развития общества именно технолог, а не пиар-консультант.

Средний класс сегодня - это не более чем пропагандистская фикция. Но фикция, обладающая воздействием и мешающая осознавать себя тем реальным классом, к которому человек на деле относится. Она создается теми, кто защищает свой частнособственнический интерес. Кто нанимает не только рабочую, но и политическую армию, нужную только для того, чтобы, в конечном счете, под громкие слова о демократии упрочить собственное господство.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

интернет-журнал "НОВАЯ ПОЛИТИКА" (www.novopol.ru).
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован