19 декабря 2007
3296

Михаил Барков: Бургас--Александруполис получил оператора

Нефтепровод построит международная проектная компания

Участники проекта строительства нефтепровода Бургас--Александруполис вчера подписали соглашение о создании международной проектной компании (МПК), которая станет оператором проекта. Его реализация позволит России принять решение о расширении Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Эксперты отмечают, что России нужно поторопиться с проектом, поскольку у него есть альтернативы.

Подписание соглашения о создании МПК было приурочено к визиту в Россию премьер-министра Греции Константиноса Караманлиса. Вице-президент "Транснефти" (один из российских акционеров проекта) Михаил Барков рассчитывает, что регистрация МПК в Нидерландах завершится до конца января. Затем она сможет приступить к подготовке ТЭО проекта и расчету тарифа на прокачку. По оценкам главы Минпромэнерго Виктора Христенко, на это потребуется около полугода, "если не будет торможения с согласованием землеотводов", и еще около полутора лет -- на саму стройку.

Межправсоглашение о строительстве нефтепровода из болгарского Бургаса в греческий Александруполис подписано 15 марта 2007 года. Через трубопровод длиной 285 км планируется прокачивать 35 млн тонн нефти в год с возможностью расширения до 50 млн тонн. Стоимость проекта оценивается в #8364;1 млрд. Российской стороне через ООО "Трубопроводный консорциум Бургас--Александруполис" (им в равных долях владеют "Газпром нефть", "Роснефть" и "Транснефть") принадлежит 51%, еще 49% разделены между Грецией и Болгарией.

Бургас--Александруполис должен разгрузить турецкие проливы Босфор и Дарданеллы, через которые транспортируется российская и казахская нефть. По оценкам главы департамента зарубежных проектов "Газпром нефти" Николая Серегина, на простое в проливах нефтяники ежегодно теряют $700-750 млн. В ТНК-BP, Chevron и "Казмунайгазе" уже высказывали интерес к приобретению доли в проекте у греческой или болгарской стороны, но договоренностей на этот счет пока нет. Причем акционеры проекта не получат квот на прокачку нефти по трубе. Еще в марте экс-глава "Транснефти" Семен Вайншток говорил, что доступ к трубопроводу будет равным, вне зависимости от размера долей акционеров. Вчера глава ООО "Трубопроводный консорциум Бургас--Александруполис" Дмитрий Евстратов подтвердил, что позиция по этому вопросу не изменилась.

Эксперты отмечают, что реализация проекта может быть интересна российским компаниям. "Новороссийск, из которого нефть транспортируется в Средиземноморье, один из основных пунктов транспортировки экспортной нефти, а строительство трубопровода позволит разгрузить проливы",-- считает аналитик Альфа-банка Константин Батунин. Аналитик ИК "Тройка Диалог" Валерий Нестеров отмечает, что из геополитических соображений России нужно поторопиться с реализацией проекта, так как есть ряд альтернативных обходов проливов, "но реализованы будут только один-два". Кроме того, Россия обещала акционерам КТК (частный нефтепровод из Казахстана в Новороссийск) увеличить его мощность. "Наши партнеры по КТК согласились с изменением функционирования консорциума, так что решение о расширении трубопровода должно быть принято до конца 2008 года",-- рассказывал в начале декабря Ъ Виктор Христенко. Действительно, в обмен на расширение КТК с нынешних 30 млн тонн западные акционеры КТК (России в нем принадлежит 24%) внесли изменения в схему управления компании, увеличили тариф с $30,24 до $38 за тонну, на чем давно настаивала Россия.

Денис Ъ-Ребров

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=837857

Газета "Коммерсантъ" No 234(3810) от 19.12.2007
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован