13 октября 2004
359

Михаил БАРСУКОВ: ПЕПЕЛ ПЕРВОМАЙСКОГО

После пяти лет молчания начальник штаба по ликвидации банды Радуева решил поделиться впечатлениями о тех событиях с газетой `Труд`. Руководил штабом генерал армии директор ФСБ Михаил Иванович Барсуков, который сейчас возглавляет управление военной инспекции аппарата Совета безопасности РФ.
Михаил Иванович, вы пять лет не общались с журналистами после операции в Первомайском. Обида? Вас тогда обвинили во многом. Например, и в том, что вы `записали` весь чеченский народ в бандиты

- Ну, положим, не весь. И `записал`, по сути, не я. Я всего лишь процитировал одного из уважаемых мною чеченцев. А говорил он об отщепенцах, которые промышляли набегами на мирных жителей. Однако начать этот разговор я бы хотел с более серьезного обвинения, когда меня `свободная` пресса и мнимые защитники прав человека причислили к `партии войны`. Помните?

Но это было до набега Радуева в январе 1996 года.

- Однако налету Радуева предшествовали неудачный штурм Грозного, безуспешная война в Чечне, рейд Басаева на Буденновск. Без представления общей картины трудно понять, что произошло в Кизляре и Первомайском. Все это взаимосвязано. Так вот, даже перед штурмом Грозного в ночь на 1 января 1995 года и я, и многие военные отговаривали президента от военной операции. Мы предлагали ужесточить экономические санкции, паспортный режим, пойти на выдворение особо криминальных чеченских бизнесменов из России. Ведь положение складывалось аховое: чего стоила всем памятная афера с авизо. Тогда еще порядок можно было навести без кровопролития - жесткими политическими, правовыми и экономическими мерами. Наиболее яро за силовую операцию, как ни странно, выступали прежде всего Филатов, глава администрации президента РФ, и председатель правительства Черномырдин. Виктор Степанович на одном из заседаний Совета безопасности обвинил военных в мягкой позиции и даже трусости. Грачев, министр обороны, тогда говорил, что не видит реального противника, что воевать со своим народом нельзя, что нет правовой основы для использования армии внутри своей страны.

Давайте напомним читателям о Буденновске.

- Президент в те дни был в Галифаксе на совещании `восьмерки`. Каждые три часа он получал доклад о том, что происходит в Буденновске. Там был Степашин, директор ФСК, туда, прервав визит в Грузию, вылетел министр внутренних дел Ерин. Очень жесткую позицию занимал первый заместитель министра внутренних дел генерал-полковник Егоров, руководитель операции. Силовики были готовы дать отпор бандитам. И, я считаю, дали бы. Но вдруг Россия и весь мир услышали вежливое обращение нашего премьер-министра к главному террористу Басаеву по телефону: `Доброе утро, Шамиль!` И пошла уступка за уступкой.

Имел ли Дудаев отношение к нападению?

- Дудаеву было выгодно подвигнуть российское руководство на заключение перемирия. Успех Басаева в Буденновске воодушевлял не только Радуева, но и Дудаева.

В банду вошли отряды нескольких полевых командиров. Из села Гордали прибыли 78 человек, были боевики из Центороя, Гудермеса, Месхеты, Ведено - вотчины Басаева. Около 50 `волков` из гвардии Дудаева. Воевали также наёмники из Сирии, Иордании, даже один эфиоп. Все прибыли в Чечню через Баку. Это были не крестьяне-босяки, как думают некоторые, не мальчики - искатели приключений, а профессиональные террористы, умеющие воевать, прекрасно вооруженные. Отряд формировался по пути следования, и у Кизляра набралось более 300 `штыков`.

Почему вас назначили начальником штаба и как вы это восприняли? Ведь операция, как потом вышло, носила военный характер, то есть была войсковой

- Ельцин, видя что ситуация в Чечне кардинально не меняется, хотел решить проблему сменой руководителей. После Буденновска были отстранены от должностей В. Ерин, С. Степашин, М. Егоров, другие. Все переживали. И вот на заседании руководителей силовых структур 10 января Б. Ельцин спросил: кто возглавит координационный штаб? Ответа не последовало. Тогда он и назвал мою фамилию. Сказать, что я обрадовался, было бы большой натяжкой. Но я - человек военный: А операцией на месте с первого дня руководил начальник антитеррористического центра ФСБ генерал-полковник В. Зорин.

Как развивались события в Кизляре?

- Нападение на Кизляр не было успешным. Там у Радуева мало что вышло. Бандиты уничтожили два вертолёта, но аэродром взять не смогли. Конечно, они надеялись, что их поддержат жители Кизляра. Но этого не произошло. На самом деле бандиты врывались в дома и брали заложников. Кто не открывал двери - стреляли. Так появились жертвы среди мирного населения. В Кизляре всего погибли 7 сотрудников МВД Республики Дагестан, 2 военнослужащих внутренних войск, около 27 гражданских лиц, были ранены 54 человека. Бандиты потеряли 19 человек. Получив отпор на аэродроме, захватили родильный дом. Под кровати роженицам подложили гранаты, заминировали больницу. Думали, видимо, забаррикадироваться там надолго. По примеру Басаева, который тоже держал оборону в больнице. Но представители дагестанских властей сразу включились в переговорный процесс. И Магомедов Магомед-Али Магомедович сумел-таки убедить Радуева оставить Кизляр. Вполне вероятно, что бандиты испугались мести дагестанцев. Как бы там ни было, а Радуев пообещал уйти. Он посадил своих головорезов и часть заложников в автобусы и двинул вдоль Терека. Колонна из 10 автобусов с чеченскими флагами из окон напоминала агитрейс - пропагандистский трюк, чтобы показать, что мы, мол, никого не боимся. В любом месте террористы могли переправиться через Терек и скрыться в Чечне. Но они этого не стали делать, а повернули на Первомайское. Напали на блокпост, разоружили и взяли в заложники новосибирских милиционеров. Начали готовиться к обороне.

Вы в это время находились в Москве?

- Да. Руководил штабом, куда входили А. Николаев, В. Колесников, В. Старовойтов - тогдашние руководители или представители силовых ведомств. Мы готовили обеспечение для ликвидации банды.

Президент поставил именно такую задачу - ликвидировать?

- Прямо таких слов он не говорил. Президент поставил задачу по пресечению акции террористов и наведению порядка. А в это время так называемые `свободные СМИ` уже полоскали наши имена. Сочинялись разные небылицы, один журналист договорился до того, что обвинил российские спецслужбы в провокации, будто они подтолкнули Радуева идти на Кизляр, потом отступить по `подготовленному спецслужбами` коридору к родильному дому и захватить его. Некоторые журналисты превращали наших солдат в варваров, которые якобы не щадят ни стариков, ни женщин, ни детей. Радуев же представал чуть ли не героем. На пятый день Ельцин мне позвонил и высказал опасение: вижу, мол, там проваливается операция, поезжайте и разберитесь.

14 января, в воскресенье, вы прилетели в село Первомайское. Что вы там увидели?

- Сплошные проблемы. Первая - нет людей, готовых идти в наступление на опорный пункт.

696-й батальон 136-й отдельной бригады из Буйнакска прикрывал отдельные направления возможного отхода бандитов. Усилить его было нечем. Я доложил президенту, что атаковать нельзя. И мы начали создавать группировку, на что ушло еще два дня. Собрали все, что смогли, - омоновцы, собровцы, дагестанская милиция, пограничники, небольшая группа спецназа ФСБ и СБ президента. Набралось чуть больше тысячи бойцов. Но штурмовать с такими разными по своей подготовке силами было проблематично. У нас не хватало людей, чтобы как положено выставить оцепление. Отсутствовали мины и другие заграждения. Какое тройное кольцо? На один рубеж сил не было. Только для прикрытия по периметру (около 10 км.) по нормативу (10-12 человек на 100 м.) надо было более 1000 бойцов. А в наличии у нас было всего 300 солдат.

Мы не имели карт местности. Подготовка операции велась по плану застройки села, который дал глава администрации. Потом, правда, карты привезли. Что говорить, связи нормальной между подразделениями разных ведомств не имелось:

Бандиты к этому времени окопались по всем правилам военного искусства. Соорудили огневые точки в домах, на чердаках. Вырыли окопы, траншеи. Получился укрепленный батальонный опорный пункт, отлично оборудованный в инженерном отношении. Действовали профессионалы. Я просматривал потом записную книжку убитого полевого командира из села Гордали. Так вот, он даже отмечал, сколько выстрелов произведено из каждого автомата, говоря военным языком, вел учет износа оружия, чтобы вовремя его менять.

Но у нас снайперы работали! Об этом живописал даже президент. Откуда он взял цифру 38 снайперов, которые якобы держали под прицелом бандитов и не давали им поднять головы?

- Снайперы есть в каждом подразделении любого спецназа. Президент, вероятно, хотел таким вот способом успокоить страну и объяснить народу, что все необходимые меры принимаются. А реальность была другой. Людей привезли и бросили в поле. Январь, холод, грязь. Даже окопаться толком нельзя, а не то что выбрать хорошую позицию снайперу. Больше скажу. Не хватало еды - солдаты получали одну буханку хлеба на шестерых. Офицеры вообще не стояли на довольствии.

Но ведь у вас была техника, даже знаменитые `грады`

- Из Буйнакска пришли бронемашины. Но их экипажи не имели должной подготовки. Был танк Т-62, но у него не поворачивалась башня. С тремя установками `град` вообще несуразица вышла. Их приготовили для отправки в ремонт. Вот мы их и использовали. Одну притащили на буксире. Направляющие разболтаны, их закрепили и дали залп - чтобы создать иллюзию мощи и силы.

Стреляли из `градов`, не думая о жителях Первомайского, о заложниках? Ведь бандиты их еще удерживали.

- Жителей Первомайского бандиты не захватили. Они до их прихода покинули село во главе с руководством администрации. Другие заложники использовались бандитами как рабочая сила и в качестве живого щита. Мы по ним не стреляли. А вообще, в Первомайском ни один заложник не пострадал, по крайней мере мне такие факты неизвестны.

Как показала себя авиация?

- Вертолетчики рвались в небо. Жаль, им мешала погода - сплошные туманы. Поэтому мы на них сильно не надеялись. Если говорить вообще об огневой поддержке, то она была слабая. По науке перед атакой надо было уничтожить хотя бы одну треть огневых средств противника артиллерией и авиацией. Но мы этого сделать не могли из-за отсутствия средств.

И все-таки готовились атаковать 18 января?

- А что делать - Москва торопила.

На что же вы надеялись?

- Во-первых, на боевой дух ребят. Чумазые, уставшие, они спрашивали: когда, когда пойдем на бандитов. Во-вторых, психологически мы, в общем-то, задавили бандитов. Уже 16-17-го они дрогнули. Помогли в этом некоторые наши действия. Мы выключили в селе электричество, они потеряли связь с Чечней. Обстрелы, беспокоящие удары авиации и артиллерии, - все это сработало на выполнение нашего плана. А он был прост: любым путем выманить бандитов из села. Штурмовать в лоб - были бы большие потери. И мы ждали, когда нервы террористов не выдержат. Оценивая обстановку, предполагали, куда они пойдут на прорыв, и не ошиблись: по мосту через канал имени Дзержинского и к дюкеру газопровода, чтобы преодолеть Терек. Подход к дюкеру спецназовцы заминировали средствами, что имели с собой - гранаты, мины. Хватило их только на этот участок:

Как начался прорыв?

- Вечером 17-го мы поняли: что-то готовится. К Тереку с чеченской стороны начали подтягиваться люди и автомашины: забирать бандитов. Потом из села Азамат-Юрт боевики предприняли попытку атаки наших позиций, а в районе поселка Советское обстреляли дагестанский ОМОН. Убили двоих, 4 ранили. Но это были отвлекающие маневры. Около двух ночи бандиты пошли на прорыв в направлении моста. Им противостояли всего 17 русских парней из 22-й отдельной бригады спецназа Министерства обороны. Командовал группой начальник разведки 58-й армии полковник Стецина Александр Александрович. Спецназовцы не растерялись, встретили бандитов кинжальным огнем. Террористы только тут потеряли около 60 человек убитыми. Наши потери: 4 убитых, 12 раненых. В этом бою пал смертью героя полковник Стецина. Всего в Первомайском погибло 36 наших

Проясните, почему бандиты бежали босиком? По этому поводу было столько кривотолков.

- Все очень просто. Радуев отдал приказ всем разуться. Босиком легче бежать по грязи - это первое. Второе. Бандитам предстояло вброд или вплавь преодолеть Терек. Жить захочешь - ботинки бросишь. Но третье я считаю самым главным: террористы не надеялись вырваться живыми, а по мусульманским обычаям предстать перед Аллахом в обуви нельзя. Всего более 100 бандитов было уничтожено за время их прорыва. Малая часть преодолела Терек и ушла на чеченскую территорию. Организованное преследование довершило разгром банды. В ходе преследования огнем десанта, артиллерии и вертолетов еще было уничтожено около 160 бандитов.

Где во время прорыва были заложники?

- Их бандиты использовали в качестве живого щита и носильщиков своих раненых. Много заложников мы освободили ночью, во время прорыва.

18 января проводилась так называемая зачистка села. Она проходила спокойно?

- Нет - это был настоящий бой, по всем правилам. В целом я бы оценил действия бойцов геройскими. Конечно, ошибки в действиях руководителей операции, в том числе и в моих, были. Однако надо не забывать главное. Потери Радуев понес большие - 269 убитых. После набега он, кстати, вдруг заговорил, что якобы не отвечал за военную часть похода, а только за политическую. Это для того, чтобы не признавать себя плохим командиром. Но огромных потерь ему не могли простить. После Первомайского Дудаев категорически запретил набеги и открыто сказал, что еще пара таких рейдов - и `он останется без армии`. Басаев рискнул напасть на Ботлих только через три с половиной года. И, как теперь известно, он рассчитывал, во-первых, на поддержку дагестанцев и, во-вторых, на то, что так называемая свободная пресса и защитники прав человека не дадут российским военным действовать решительно и применять все средства для борьбы с террористами. И в том, и в другом он ошибся. Из Дагестана террористов вышвырнули быстро и пошли дальше. Оказалось, что политическая воля у руководства страны есть, государство не позволит бандитам творить произвол.

Но ведь в Чечне пока идет война

- Однако отношение к ней изменилось. В том числе и в среде чеченцев.

В какую сторону?

- И в ту, и в другую. Тех отщепенцев, которые хотят жить набегами и разбоями, стало меньше. Зато к ним добавились любители пострелять со всего мира. Не секрет же, что в Чечне сейчас воюет большое количество наемников. Так что покончить с рассадником уже международного терроризма в республике - дело чести нашего государства. Это хорошо понимали еще те, кто пять лет назад был в Первомайском. Слава Богу, теперь это понимает большинство россиян.

Радуев Салман, 1967 года рождения. После окончания средней школы был строителем, потом комсомольским работником, в армии вступил в члены КПСС. Сторонник Джохара Дудаева. Считал себя бригадным генералом `армии Дудаева`, на самом деле - террорист с садистскими наклонностями. Бандитские клички - `Терминатор` и `Титаник`. Непредсказуем в действиях. В 1996 году возглавил банду, которая захватила дагестанские город Кизляр и село Первомайское.

Арестован в результате спец-операции сотрудниками ФСБ 3 марта 2000 года в родном селе Новогрозненское и препровожден в Лефортово. 9 января 2001 года, после окончания следствия, ему предъявлено обвинение в нападении во главе банды на Кизляр, сопровождавшемся убийством мирных граждан и милиционеров, мародерством, взрывами, грабежом. В настоящее время знакомится с материалами судебного дела. После этого дело будет передано в суд.


Труд, 18.01.2001http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован