05 марта 2008
5914

МИХАИЛ БЕРУЛАВА: `Я СВОИ ЖИЗНЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ НИКОГДА НЕ МЕНЯЛ...`

Ректору московского Университета РАО, президенту сочинской Черноморской гуманитарной академии, человеку, занятому делами общества в Общественной палате Российской Федерации, главному редактору двух научных журналов, академику, ученому-теоретику и практику, выкроить время для беседы с журналистами непросто - встречи расписаны не по дням - по минутам. Но вот - телефонный звонок, приглашение и интересный обстоятельный разговор, позволяющий к категории времени относиться несколько иначе - философски... Михаил Николаевич, когда хочется узнать о человеке самое главное, думаешь о его корнях, истоках. Расскажите о своих родителях, о детстве, юности. Каким нравственным правилам, усвоенным в те периоды жизни, следуете и по сей день? Я родился в Сухуми в трудовой семье. Это было послевоенное время, и жилось очень трудно. Родители постоянно работали, ценя каждую минуту. Трудолюбию и ответственности я, конечно, учился у них. Отец, инвалид Великой Отечественной, получил много ранений, поэтому после войны прожил очень недолго. Очень рад, что мама жива, она до сих пор не сидит без дела - старая закалка дает о себе знать. Мои студенческие годы прошли в Челябинске, материально помогать мне было некому, и я подрабатывал лаборантом на кафедре, работал на стройках руководителем стройотряда. Всю жизнь ценил и ценю порядочность и доброжелательность к окружающим - это тоже от родителей. В детстве и юности я жил среди людей самых разных национальностей Я родился в Сухуми в трудовой семье. Это было послевоенное время, и жилось очень трудно. Родители постоянно работали, ценя каждую минуту. Трудолюбию и ответственности я, конечно, учился у них. "У каждого человека свои звезды. Одним - тем, кто странствует, - они указывают путь. Для других - это просто маленькие огоньки. Для ученых они - как задача, которую надо решить", - говорил герой Антуана де Сент-Экзюпери. О людях, об их звездах, об их дорогах - беседы-встречи для вас...
Встреча для вас 10 тей, но все относились друг к другу очень сердечно и по-доброму, в любую минуту были готовы прийти на помощь соседу. Тогда не выясняли и практически не интересовались, кто какой национальности. Сейчас я пониманию, что это свидетельствовало о высоком культурном уровне того поколения. К сожалению, сейчас культурный уровень заметно снизился, и даже те, кто называют себя интеллигентами, или те, кто имеют высокие должности и регалии, позволяют себе недостойные цивилизованного человека высказывания. Очевидно, должности и регалии далеко не всегда являются признаками наличия какой- либо культуры. Как Вы пришли в науку? Какие темы научных исследований стали для Вас приоритетными и почему? Каковы направления Вашей деятельности в области гуманизации образования? Когда я учился на втором курсе, начал работать на кафедре, и у меня, естественно, возник интерес к творчеству, к научной деятельности. В студенческие годы получил патент на изобретение и этим очень гордился. Сразу после вуза был назначен инспектором Челябинского областного управления профтехобразования. Тогда заинтересовался проблемой оптимизации учебного процесса, повышения его результативности прежде всего за счет поднятия уровня мотивации к учебной деятельности у обучаемых. В связи с этим пришла идея разработки интегративных уроков: естественнонаучные закономерности сразу же связывались с функционированием машин и механизмов, с которыми будут работать соответствующие профильные специалисты. После успешной защиты кандидатской диссертации меня пригласили на Алтай: был деканом физико-математического факультета, через несколько лет стал проректором по научной работе. Сделал все, чтобы открылись аспирантура, докторантура, диссертационный совет, чтобы в вузе стало больше докторов и кандидатов наук. В 1989 году я защитил докторскую диссертацию, в 1992-м был избран членом-корреспондентом Российской академии образования, в 1995-м - академиком РАО. Мне всегда больно видеть, когда человека делают винтиком в работе и интересах чиновников, действующих от имени государства. Я уверен: государство, то есть чиновники, - для нужд человека, а не наоборот. Хотелось, чтобы образование стало антропоцентричным, школа - не только для директора, для учителей, а прежде всего - для ребенка. Хотелось, чтобы все образование было направлено на то, чтобы именно детям стало хорошо в школе. Так возник интерес к идеям гуманизации образования. Научная мысль будировала их много десятилетий, нам же захотелось создать целостную теорию и технологию гуманизации образования. Об этом как раз и говорилось в моей докторской диссертации. Мне всегда больно видеть, когда человека делают винтиком в работе и интересах чиновников, действующих от имени государства. Я уверен: государство, то есть чиновники, - для нужд человека, а не наоборот. Хотелось, чтобы образование стало антропоцентричным, школа - не только для директора, для учителей, а прежде всего - для ребенка. Всю жизнь ценил и ценю порядочность и доброжелательность к окружающим - это тоже от родителей. Вестник Университета Российской академии образования No 1/2008 11 терес к гуманизации не пропадает и теперь: несколько моих книг на эту тему изданы и в России, и за рубежом, в частности, в Германии и США. В школе, вузе приоритетным является психологическое самочувствие ребенка, и если ему там плохо, то беспредметно говорить о том, что он плохо учится, - это не его вина. Развитие личности осуществляется под значительным влиянием различных социально-психологических факторов, при этом увеличение финансирования образования - необходимое, но абсолютно недостаточное условие результативности этого процесса. Нельзя не учитывать, что за последние 20 лет стиль мышления молодежи существенно изменился: для него характерна клиповость, оно гораздо в большей степени является образным, то есть информация усваивается через образ. Однако школа и вуз продолжают внедрять старые технологии обучения, которые использовали и сто лет назад. При этом не учитывается, что особенности сознания и мышления современного молодого человека существенно изменились и значительно отличаются от восприятия окружающего мира старшими поколениями. В современном обществе стиль мышления молодежи формируют прежде всего средства массовой информации, и от этого никуда не уйти. Они продуцируют образ и эмоцию - именно то, что позволяет предлагаемую информацию хорошо усваивать. И школа, и вуз, если они не возьмут на вооружение эти технологии, будут все больше и больше сдавать свои позиции. В связи с этим процесс обучения должен мигрировать в сторону образных технологий, используемых средствами масс-медиа. Огромные резервы остаются невостребованными в разработке интегративных технологий обучения, обеспечивающих постоянную связь информации, имеющейся в учебнике и находящейся в системе Интернет. Меня очень беспокоит непонимание того, что главным воспитателем (особенно при несовершенстве системы дошкольного образования) являются средства масс-медиа, которые в настоящее время формируют агрессивный, извращенный образ мира у детей и подростков, у молодежи. Нормой они начинают считать мир, где жизнь человека ничего не стоит, где нет любви и каких-либо человеческих интересов, а есть лишь физиологические инстинкты. Из наших масс-медиа дети никогда не узнают, что главное счастье человеку приносит возможность реализовать свое творческое начало, ощущение того, что ты нужен окружающим. Современное телевидение делает молодежь сексуально озабоченной, агрессивной, подверженной депрессии. Это не просто горько - это очень страшно. И сегодня юноши и девушки живут в виртуальном мире, с ненавистью к интеллигентам, к представителям другой национальности, иной культуры, к более успешным и богатым и вообще ко всем, у кого есть хоть что-нибудь лучшее. Их гнут Из наших масс-медиа дети никогда не узнают, что главное счастье человеку приносит возможность реализовать свое творческое начало, ощущение того, что ты нужен окружающим. Современное телевидение делает молодежь сексуально озабоченной, агрессивной, подверженной депрессии. Это не просто горько - это очень страшно. В 1992 г. в Германии М.Н. Берулаву избрали президентом Международной академии гуманизации образования, в состав которой вошли ученые из большинства европейских стран, США, Канады, Японии. Был учрежден международный журнал "Гуманизация образования" - он издается в Сочи, переводится на английский и немецкий языки и распространяется в европейских странах. Под эгидой академии, почетным президентом которой М.Н. Берулава является в настоящее время, проведено несколько международных конгрессов. Встреча для вас 12 ренняя энергия направляется не на саморазвитие, не на дело, а на самоуничтожение в огне ненависти. И если градус этой агрессивности будет расти, то мы можем прийти к самым непредсказуемым катаклизмам.Сегодня за многое ругают советский строй, но именно этот строй целенаправленно занимался воспитанием гуманной личности, формировал в людях оптимизм, веру в справедливость окружающего мира, формировал качества, отличающие человека от животного. Вы один из немногих ученых-педагогов, столь удачно и результативно сочетающих теорию и практику. Как Вами оценивается научная и практическая деятельность Черноморской гуманитарной академии, Университета РАО? Какими видите перспективы в работе этих учреждений? Принципы разработанной нами теории гуманизации образования хотелось воплотить в жизнь, сделать учебное заведение местом, где находиться, учить и учиться было бы интересно и психологически комфортно. Ведь именно условия учебного процесса определяют, воспримут ли ученики, студенты содержание образования, заложенное в учебники. Мы постарались реализовать эти принципы в Черноморской гуманитарной академии2, а теперь - в Университете Российской академии образования. К сожалению, во многих вузах чуть ли не официальными стали поборы со студентов. Нам удалось полностью исключить такое явление в Черноморской гуманитарной академии, а теперь то же я стараюсь реализовать в Университете РАО. Преподаватель, который "потерял лицо", не может говорить о высоком, о вечном, не должен стать образцом для подражания, так как именно подражание формирует стиль поведения молодого человека. А потом мы удивляемся, откуда появляются "нечистоплотные" чиновники, педагоги, юристы, врачи! Все это возвращается к педагогу обратно, но он часто забывает, что учились жить молодые люди во многом у него. Не менее значимой для вуза является кадровая проблема, ведь очень важно, кто учит. Поэтому ищем не просто квалифицированных специалистов, а интересных людей, у которых студенты будут учиться отношению к миру, к другим людям, к профессии. Университет РАО - учебное заведение с большой историей, в нем преподавали выдающиеся ученые - академики Российской академии образования. Сейчас мы стремимся к тому, чтобы студентов обучали не только теоретики, но и крупные практики, люди "от руля", специалисты, которые достижениями руководимой ими организации доказали эффективность 2 В течение 10 лет М.Н. Берулава - президент Черноморской гуманитарной академии (ЧГА) в г. Сочи. Преподаватель, который "потерял лицо", не может говорить о высоком, о вечном, не должен стать образцом для подражания, так как именно подражание формирует стиль поведения молодого человека. А потом мы удивляемся, откуда появляются "нечистоплотные" чиновники, педагоги, юристы, врачи! В нашей стране часто учат жить демагоги и схоласты, которые сами за свою жизнь ничего ни создали, не руководили реализацией каких-либо проектов, поэтому работа с кадрами в вузе должна являться приоритетной. Вестник Университета Российской академии образования No 1/2008 13 своего управления. В нашей стране часто учат жить демагоги и схоласты, которые сами за свою жизнь ничего ни создали, не руководили реализацией каких-либо проектов, поэтому работа с кадрами в вузе должна являться приоритетной. Мы постарались сразу же избавиться от тех чиновников УРАО, которые занимались системными злоупотреблениями. Сейчас очень четко работают все проректоры, которые ответственно и профессионально относятся к своему делу. Продуктивно трудятся учебное и научное управления, расширены базы практик, для обучения студентов приглашаются высокопрофессиональные специалисты. Но чтобы заинтересовать в работе лучших преподавателей, надо платить им достойную зарплату, тогда не нужно будет зарабатывать на стороне. Мы это сделали сразу и в дальнейшем планируем повышение заработной платы каждый семестр, а также выдачу премий по итогам анкетирования студентов. Как оцениваете ситуацию, сложившуюся в РАО? Для университета очень престижно, что его учредителем является Российская академия образования, а президентом - президент РАО. Важным фактором является то, что академию сегодня возглавляет европейски образованный, очень интеллигентный человек, который далек от интриг. Он игнорирует тех, кто посвящает свою жизнь вечному брюзжанию, подковерным играм, писанию анонимок, в действительности ничего ни для кого не сделав. Николай Дмитриевич полон сил, это спортсмен, ученый с мировым именем, воспитавший много учеников. Он истинный питерец, привнес в академию стабильность, ориентацию на дело и творчество. Наверное, это не нравится тем, кто живет только в атмосфере дрязг и скандалов. Но их время уже ушло. Недавно Вы стали членом Общественной палаты Российской Федерации. Означает ли это, что жизненный путь уводит Вас от образования в общественную деятельность и политику? Действительно, я являюсь заместителем председателя Комиссии Общественной палаты по экологической политике и охране окружающей среды, а также - с правом совещательного голоса - членом Комиссий Общественной палаты Российской Федерации по культуре, по образованию и науке, по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы, по сохранению культурного и духовного наследия. Но везде буду заниматься проблемами воспитания и образования. Одним из важнейших национальных проектов, выдвинутых Президентом нашей страны, является проект "Образование", которому действительно нет аналогов в современном мире. Общественная палата как важнейший социальный институт нашего общества может и должна активировать усилия гражданского общества для решения поставленных в проекте задач, важнейшей из которых является поддержка негосударственных некоммерческих организаций. Правительство выделяет все большие финансовые ресурсы на их развитие, и это очень правильно. Чем больше таких организаций возьмут на себя функции государства, тем продуктивнее станет работа само государство ...академию сегодня возглавляет европейски образованный, очень интеллигентный человек, который далек от интриг. Он игнорирует тех, кто посвящает свою жизнь вечному брюзжанию, подковерным играм, писанию анонимок... Встреча для вас 14 ства. Подобные организации будят инициативу и самостоятельность людей в решении собственных проблем, способствуют отказу от иждивенческого менталитета, обеспечивают повышение гражданской ответственности, способствуют формированию лидерских качеств. Общественные организации содействуют соблюдению прав человека и сохранению окружающей его экологии, наблюдают за деятельностью государственных и коммерческих структур и информируют гражданское общество об их деятельности. Благодаря своей гибкости и мобильности, отсутствию ненужной бюрократизации эти организации более качественно оказывают различные услуги в сфере социального сервиса - это касается СМИ, образования, здравоохранения. Как правило, в качестве основного фактора развития отечественного образования называется увеличение его финансирования. Однако этот фактор далеко не единственный и не решающий. Думаю, существенным резервом является использование уникальных достижений психолого-педагогической науки в плане оптимизации обучения и воспитания молодежи. Эффективное развитие отечественного образования невозможно без повышения внимания к его гуманитарной составляющей, поскольку интерес только к физическому миру в ущерб миру духовному как раз и приводит к моральной деградации общества и отдельно взятого человека. У человека должны быть сформированы эмпатия и рефлексия, умение сопереживать и радоваться вместе с другими, приносить радость окружающим и самому себе. Все это не является предметом внимания современной отечественной системы образования, но именно это составляет смысл жизни человека. Сегодня жизненно необходимо наличие мощных образовательных каналов и изменение информационной политики телевидения в направлении воспитания молодежи и формирования у нее гуманистических ценностей. Именно на это должны быть выделены максимальные финансовые ресурсы. Развитие современного образования невозможно без создания мощного кадрового потенциала. Сейчас в школе и вузе как никогда тревожно звучит проблема кадров - креативные и активные чаще идут в бизнес. Поэтому необходимо всячески поддерживать творческих педагогов. С этой целью был создан Фонд развития отечественного образования. Эффективное развитие отечественного образования невозможно без повышения внимания к его гуманитарной составляющей, поскольку интерес только к физическому миру в ущерб миру духовному как раз и приводит к моральной деградации общества и отдельно взятого человека. Действительно, я являюсь заместителем председателя Комиссии Общественной палаты по экологической политике и охране окружающей среды, а также - с правом совещательного голоса - членом Комиссий Общественной палаты Российской Федерации по культуре, по образованию и науке, по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно- правовой системы, по сохранению культурного и духовного наследия. Но везде буду заниматься проблемами воспитания и образования.
Вестник Университета Российской академии образования No 1/2008 15 вания3, который поощряет педагогов, занимающихся научной деятельностью. В течение нескольких лет мы проводим конкурс на лучшую научную книгу года, и в нем принимают участие многие вузы России. Ваша научно-практическая деятельность по достоинству оценена в России и за рубежом. Вы лауреат оксфордской премии Сократа, премии Правительства РФ в области образования. Вы - доктор наук, академик, ректор университета и государственное лицо. Как чувствует себя человек, находясь на высоте, так близко к звездам? Меняются ли его нравственные позиции, деловые качества, отношение к людям? Сейчас можно менять свои принципы и "перестраиваться". Я свои жизненные принципы никогда не менял: всегда по мере возможностей старался помочь окружающим меня людям, не оценивал людей по их социальному статусу и регалиям. Все мое время, в том числе и свободное, всегда было посвящено работе. По-другому уже не могу. Есть ли у Вас соратники? Какими Вам хочется их видеть в деле, общении? Ни один человек никогда ничего не сможет сделать без команды. Сегодня все топ менеджеры УРАО являются моими идейными соратниками, все они так же, как и я, ориентированы на дело, на результат. Лучше стали работать все структуры Университета РАО, наши филиалы. Только что открыт докторский совет, которого в УРАО не было. Готовимся к проведению в сентябре международного симпозиума, конкурса на лучшую научную книгу среди преподавателей вузов. Все это - слаженная работа команды профессионалов. Как семья относится к Вашей огромной занятости? Чем увлекаетесь в свободное время? Удается ли отдыхать? Свободного времени, к сожалению, почти не остается - семья к этому давно привыкла. Люблю и стараюсь не бросать спорт - играю в футбол в команде мастеров-ветеранов. По возможности стараюсь с семьей посещать лучшие театральные спектакли. И... люблю стихи Есенина. И последнее: что хочет пожелать ректор своему университету, а главный редактор - "Вестнику"? Хочется, чтобы УРАО, сохраняя лучшие традиции, двигался вперед. Нельзя стоять на месте - надо развиваться и искать новые идеи и подходы в учебном процессе. Мне нравится наш журнал, который недавно стал ваковским. Уровень научных публикаций высок, широко представительство различных регионов России. Мне хочется, чтобы каждый преподаватель и сотрудник гордился тем, что он работает в Университете Российской академии образования. Я желаю процветания университету и его журналу. Материал подготовила Л.В. Кутьёва Я свои жизненные принципы никогда не менял: всегда по мере возможностей старался помочь окружающим меня людям, не
оценивал людей по их социальному статусу и регалиям. М.Н. Берулава - президент Фонда развития отечественного образования с 1994 г.

Берулава М.H., 2008
Кутьёва Л.В., 2008
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован