Первое и самое главное - реформу не свернут, потому что реформа - это экономия, я думаю, десятков миллиардов рублей для бюджета. Этой экономией наши либеральные фундаменталисты не пожертвуют и никому не дадут на нее посягнуть. Некоторые, относительно небольшие суммы будут выплачены, в первую очередь, они будут выплачены силовикам, которых обидели совершенно напрасно. Они будут выплачены некоторым пенсионерам и регионам. То есть, те вещи, наибольшая болезненность которых была показана, будут сняты. Например, жителям Подмосковья можно будет бесплатно ездить в московском метро, а питерским - уже нельзя. Потому что все протестовали по поводу московского метро, но никто - по поводу питерского. Никто не протестовал по поводу бесплатных лекарств - поэтому их и не будет. И так далее. То есть, экономия будет, и реформа останется, просто она будет немножечко скорректирована. Так что думать о том, что ее свернут ... Может быть, это и изобразят, как сворачивание реформы, но на самом деле, она будет осуществлена в чуть менее людоедском виде, чем она запланирована, но, по сути дела, она не изменится.
Что касается показательных мероприятий - будут строго дозировано показывать по телевизору. Грубо говоря, митинг в 70 человек будут показывать, 7000 показывать не будут. Будут разбивать показами счастливых пенсионеров, на которых пролился золотой дождь, и которые искренне не понимают спекулянтов, которые где-то против чего-то протестуют.
Может быть, нам будет показана отставка правительства, но я абсолютно убежден, что костяк либеральных фундаменталистов, то есть, Кудрин, Греф, Христенко и примкнувший к ним Жуков, могут чувствовать себя в полной безопасности. Жуков, скорее всего, вообще станет премьер-министром, потому что Фрадков будет назначен крайним, и либеральные фундаменталисты будут использовать этот кризис, чтобы свалить Фрадкова. За компанию придется отдать и Зурабова, потому что уж больно сильно он засветился, больно сильно подставился. Ну, что ж поделаешь, искусство требует жертв! Это может быть представлено как отставка правительства, но это будет всего лишь замена одной - двух фигур в правительстве. То есть, это будет непринципиально.
Да, и еще нужно учитывать, что то, что мы видим сейчас - это не пик. Пик будет, я думаю, в конце января - начале февраля. Сейчас губернаторы, очень многие, хотя на них и вешают всех собак, играют очень большую сдерживающую роль. Во многих регионах они провели колоссальную работу, объясняя людям - ребята, не возмущайтесь, в конце января всем придут компенсации. Раньше компенсации прийти не могли, потому что каникулы, потом похмелялись, и так далее. А пик возмущений будет тогда, когда эти компенсации дойдут до людей, когда люди увидят, что это ничтожные компенсации, и даже с 15% увеличением пенсий все равно не покрывают рост расходов, общий рост стоимости жизни. Это будет пик возмущений, но я думают, что тогда еще какую-то меру придумают, каких-нибудь еще денег им добавят.
Но если реформа будет лишь немного смягчена, и, допустим, лекарства будут без льгот, то сейчас кем-то пожертвуют, все утихомирится, в конце января - начале февраля будет очередной пик выступлений, и что тогда?
Я думаю, что правительством пожертвуют не сейчас, а как раз к этому февральскому пику.
Но ведь и через полгода выступления вновь будут.
Знаете, наши нынешние руководители не думают, о том, что будет через полгода, для них это бесконечность, причем бесконечность дурная. Они считают, что проведут PR работу, и все компенсируется по всем направлениям. Они же очень богатые люди, наши руководители, и они искренне не понимают того, что кто-то в стране живет бедно. Они же искренне думают, что пенсионеры бунтуют потому, что им заплатил какой-то олигарх, или потому что их вывел губернатор с лозунгами протеста. Они же так искренне думают, потому что они живут так долго и так богато, что они Швейцарию понимают значительно лучше собственной страны.
Но в таком случае возникает такой вопрос - а каковы будут глобальные последствия монетизации льгот на долгосрочную перспективу?
Политически - у нас будет другой президент. Вот какое долгосрочное последствие. Я очень долго говорил о том, что альтернатива Путину может быть значительно хуже, чем Путин. Сейчас я понимаю, что это - устарелая точка зрения. После монетизации льгот очень сложно представить себе альтернативу, которая была бы, с одной стороны, реальной, а с другой стороны, хуже.
А в плане экономики - ухудшение уровня жизни, и, соответственно, рост напряженности и ускорение деградации человеческого потенциала. Люди будут заняты выживанием, а когда люди заняты выживанием, им уже не до созидания. И, соответственно, возникнет сильная негативная мотивация для того, чтобы уезжать из страны. Потому что, с одной стороны, все видят возросшую неадекватность государства, все видят возросшую агрессивность государства, когда чуть ли не уголовные дела собираются возбуждать против людей, которые всего лишь борются за свое право на жизнь. Общаясь с молодыми, я слышу - если о наших бабушек и дедушек так вытирают ноги, я не хочу, чтобы так вытирали ноги о меня. Я уеду в приличную страну, которая уважает своих граждан. Это подстегнет эмиграцию.
Но на такой волне реальной кандидатурой на место Путина может стать Зюганов.
Нет, Зюганов слишком пассивен и он весь в прошлом. Есть конкретный набор требований. Зюганов, который два раза сдал поле боя, никогда не будет реальной кандидатурой. Если бы он хотел быть президентом, он стал бы им в 1996 году, или в 2000 году. Он просто не хочет этого, он бесперспективный политик. Он хороший политик, он лучше многих других - но это прошлое.
А кто тогда? Родина?
Да нет, конечно. Я думаю, что в столкновениях ближайших месяцев появятся люди, выйдут на передний план. Кто-то из них будет от коммунистов, кто-то из "Родины", кто-то из других мест. Это не будет партийная структура, это не будет старая структура. Это будет новая структура, причем структура сетевая, которая будет использовать существующие социальные пирамиды в своих целях. Это будет опять как объединенная депутатская группа, это будет сетевая структура, которая сначала оседлает волну, потом войдет с ней в резонанс, потом раскачает эту волну и придет к власти. Я думаю, в 2006 - 2007 гг. - это вполне возможно.
Дмитрий Европин
ОПЕК.ру
17.01.2005 г.