Реформы - это просто слово. Суть российских реформ, если посмотреть их с 1987 года, состоит в метании из стороны в сторону, в радикальной смене не только риторики, но и целых команд, и целой политики. Но есть один процесс, который шел неуклонно и необратимо и достиг своего логического завершения два-три года назад. Это освобождение нашей бюрократии от всякого контроля извне. Сначала она освобождалась от контроля со стороны ЦК КПСС и КГБ, потом от контроля со стороны крупного бизнеса, по ходу дела - от контроля общества. Венцом тех реформ стала полная свобода правящей бюрократии от какого бы то ни было контроля. Это касается страны в целом.
Несмотря на всеобщую коррумпированность, стремление к личному потреблению у нашей правящей бюрократии есть и простые человеческие черты. Очень много происходит от лени и от глупости. Глупость не является ругательством, она является объективной причиной, потому что каждая структура, каждый человек является функцией своего образа действий. Если вы делаете что-то очень примитивное, вы примитивизируетесь сами. Если управление занимается делами, связанными с коррупцией, а не с развитием, то этот вид деятельности - примитивный, и государственное управление примитивизируется вслед за ним. И оно даже отторгает профессионалов, потому что они оказываются просто лишними. Они проигрывают аппаратную конкуренцию, они отвлекаются на какое-то там управление, на решение настоящих содержательных проблем. В разных регионах это по-разному, но в федеральном центре это видно очень ярко. Лень же проявляется, например, в том, что у нас государство действительно следует основам менеджмента. Что есть суть менеджмента? Это делегирование ответственности, делегирование функций. И наше государство так и делает. Ну а поскольку смыслом является не управление, не достижение каких-то конкретных целей, а просто снятие с себя ответственности, делегируются ровно те функции, которые делегировать нельзя. В первую очередь - выработка стратегических решений. Все принципиальные решения по выработке реформ госаппаратом отданы на аутсорсинг, причем добро бы - своим знакомым, а иногда - непонятно кому.
Вторая вещь: выработка того или иного решения отдается тому, кто первым зашел в кабинет к чиновнику. А заходит наиболее заинтересованный участник рынка. Соответственно, он эти реформы разрабатывает, исходя изначально из своих коммерческих интересов, и ни из чего больше. Потому что он просто участник рынка. И поскольку мы все патриоты в глубине души, то чиновник отдает это не просто случайному участнику рынка, но еще и государственному участнику рынка. В результате частные участники рынка просто зачищаются под корень, что ярче всего мы видели на примере пенсионной реформы. Это еще и реформа образования, и электроэнергетики. Этот список можно продолжать. К сожалению, сегодняшние российские реформы направлены на переработку России в личное потребление крайне ограниченного числа людей, поэтому в историю они войдут (если у нас будет история после этих шагов) с крайне плохими оценками.
"Эксперт-Сибирь"
18.03.2007 г.