- Какое событие Вы бы назвали наиболее важным в уходящем году?
- С политической точки зрения главным событием стала покупка "Газпромом" "Сибнефти", которая проводилась примерно по тем же схемам, за которые сидит Ходорковский, когда ради того, чтобы не платить деньги в государственный бюджет, государственная компания провела сделку за пределами страны. Это знаковый этап, когда деловая олигархия перешла от достижения доминирования внутри страны к захвату российских корпораций с последующим вывозом собственности за границу. Я думаю, что следующим этапом будет приватизация "Газпрома", причем в качестве покупателя будут выступать компании, принадлежащие некоторым представителям российской власти как физическим лицам. Они будут выступать как формально западные компании, формально это будет простая инвестиция, но в этом обязательно будут участвовать представители российской силовой олигархии. Суть в том, что изменился механизм деятельности нашей силовой олигархии. Если раньше они просто захватывали собственность, и делали это неформально, то сейчас появились признаки того, что они задумались о будущем. Они начали готовиться к тому, чтобы оформить свои права на собственность, причем получить в собственность всю Россию, а не отдельные предприятия, как во времена залоговых аукционов. Наша силовая олигархия хочет завладеть инфраструктурными элементами экономики, в частности, "Газпромом", но сделать это не в лоб, прямо, как было во время ваучерной приватизации, а под прикрытием западных капиталов, опираясь на западную легитимность, используя Запад как инструмент прикрытия для своих коррупционных действий.
- Кто "человек года" в политике?
- На политической арене была заметна одна личность, и звали ее Путин. И, конечно, по-прежнему существенным субъектом политики оставался Ходорковский. Человек года - Ходорковский, потому что Путин - это не человек, это институт. Ходорковский показал, что можно вести политическую деятельность и из тюрьмы.
- Каков Ваш прогноз политической жизни страны в 2006 году?
- Будет продолжаться ужесточение контроля силовой олигархии, но и она будет постепенно выпускать ситуацию из-под наблюдения. Будут нарастать процессы, которыми она уже не сможет управлять, в том числе и за счет драки внутри самой олигархии. То, что происходит сейчас с Касьяновым, - это проявление внутрикремлевской драки, одно из первых публичных проявлений после смерти Цепова. Я полагаю, что Касьянов был и остается проектом одной из кремлевских группировок. Но другая кремлевская группировка, та, которая управляет движением "Наши", - пытается Касьянова, грубо говоря, "замочить" в Кремле, устраивая ему "кошачий концерт". Касьянова при этом даже жалко, но по тому, что происходит с ним, видно, какая драка идет под ковром.
Ольга Аверина
ПСДП.ru
23.12.2005 г.