Вчера председатель правительства России Михаил Фрадков на заседании правительства установил предельные уровни повышения тарифов естественных монополий на два следующих года и распорядился разработать меры поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования в электроэнергетике (Ъ писал об этом вчера). Минэкономразвития по поручению премьера должно в ближайшее время разработать механизм его отмены в деталях, а к началу июля представить в правительство еще и техзадания каждому министерству и ведомству по выполнению задач очередного послания президента Федеральному собранию.
Послание превыше всего
Вчерашнее заседание правительства Михаил Фрадков начал именно с послания президента. Нам нужно быстро спланировать работу по всему комплексу вопросов, поставленных перед правительством в послании. Собственно, эти задачи и есть программа работы кабинета на ближайшее время, возможно, она потребует даже некоторой корректировки среднесрочной программы, - сделал выводы премьер-министр. Штабную роль в определении технических заданий для каждого ведомства в отдельности господин Фрадков отвел Минэкономразвития - свой доклад по этому поводу глава МЭРТа Герман Греф представит на заседании правительства в начале июля. А пока почти не опоздавший на заседание министр экономического развития и торговли (он едва успел пройти на свое место под громкое щелканье множества камер в то время, как господин Фрадков начал свою вступительную речь) прошел на трибуну, чтобы рассказать о тарифах естественных монополий. Напутствуя министра, господин Фрадков подчеркнул, что формировать тарифы нужно так, чтобы не снизить уровень жизни населения. Вопрос имеет огромную значимость как экономическую, так и социальную: на тарифах завязана вся экономическая цепочка стоимости коммунальных услуг, которая затрагивает интересы миллионов, - подчеркнул премьер.
Перекрестное пикирование
Поднявшись на трибуну, господин Греф сообщил, что, вводя трехлетние прогнозы индексации тарифов естественных монополистов, правительство меняет саму идеологию их формирования: затратный принцип заменен принципом экономической эффективности. Для Газпрома, РАО РЖД и РАО ЕЭС России это означает, что, определив раз в год предельные уровни тарифов, правительство не будет урезать их в следующем году, даже если монополии снизят издержки - вся экономия останется в их распоряжении. Господин Греф подчеркнул, что все цифры с тремя компаниями согласованы и за редким исключением (это прежде всего касается газового концерна) укладываются в будущие показатели инфляции. Эта реплика задела за живое министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, который вслед за премьером тоже вспомнил про послание президента. Скажите, Герман Оскарович, если инфляция будет не 5%, как в вашем прогнозе, а 3%, как сказал президент, вам придется всю трехлетнюю программу пересматривать? - спросил он. Думаю, что инфляция в 3% в год возможна только за пределами 2008 года - в период проведения структурных реформ необходима фоновая инфляция в 5-6%, а дальше ее можно будет удерживать в рамках 3% - как во всех развитых странах, - парировал глава Минэкономразвития. На трибуну пригласили главу РАО ЕЭС России Анатолия Чубайса. Господин Чубайс против предложенных Минэкономразвития цифр не возражал и даже хвалил министерство. Он сосредоточился на другой, весьма болезненной для РАО ЕЭС проблеме - перекрестного субсидирования, которая осложняется массовым бегством на оптовый рынок электроэнергии (ФОРЭМ) крупных промышленных предприятий. Само собой перекрестное субсидирование не рассосется, так что нужно готовить закон, чтобы ввести целевой сбор с промышленных покупателей электричества и равномерно распределить среди них эту нагрузку, - предложил господин Чубайс. Герман Греф с ним не согласился и заявил, что одномоментно проблему не решить - задача такой сложности потребует как минимум четырех лет и поэтапного увеличения тарифов для населения - не больше чем на 20-25% в год. Стороны быстро пришли к общему мнению: выяснилось, что господин Чубайс тоже согласен мириться с перекрестным субсидированием еще четыре года, но попросил МЭРТ помимо программы ликвидации перекрестного субсидирования разработать еще и механизм гарантирования инвестиций, о котором в последнее время несколько подзабыли. А господин Греф порадовал главу РАО ЕЭС тем, что лично подписал приказ о запрете выхода предприятий на ФОРЭМ. Господина Чубайса поддержал и министр промышленности и энергетики Виктор Христенко: он посоветовал Федеральной службе по тарифам (она должна представить новые тарифы для каждого региона в сентябре этого года) просчитать не только максимальные, предельные уровни их роста, но и минимальные размеры повышения - иначе ничто не заставит местные власти повысить тарифы в регионах, где они не повышались годами. А в этом как раз и кроется главная причина роста перекрестного субсидирования.
Газовая атака
Электричеством правительство не ограничилось: были также заслушаны представители железнодорожной компании и Газпрома. Первые просили лишь об одном: ограничить рост тарифов на перевозки инфляционным порогом и ни в коем случае не делать их ниже (Минэкономразвития так и сделало, однако оставило свободу для маневра - нижний порог минимального роста тарифов установлен как раз ниже инфляции). А вот призванный к ответу заместитель председателя правления Газпрома Андрей Круглов в ответ на упрямые расспросы премьера был вынужден констатировать, что Газпром просил в 2005 году повысить оптовые цены на газ не на 20%, как предложило Минэкономразвития, а на 24%. А уж 11% роста цен в 2006 году вообще практически соответствует уровню инфляции, - с грустью констатировал представитель Газпрома. А что это у нас Алексей Миллер не пришел? Вы ему передайте, чтобы приходил в следующий раз, мы тут серьезные вопросы решаем, - укоризненно произнес Михаил Фрадков. И потребовал от господина Круглова тут же решить, хватит ли Газпрому 20% на 2005 год или он все же настаивает на 24-процентном росте. Господин Круг-лов совсем сник и затруднился с ответом. Но в свое оправдание добавил, что из-за резкого роста цен на металл даже в этом году Газпром понесет не учтенные в его бюджете убытки в 15 млрд рублей. Тем временем в наступление перешел министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу: В качестве экономии вы можете убрать свою рекламу со всех телеканалов - эта реклама все равно никого не греет - как будто мы можем выбрать кого-то кроме "Газпрома. Я бы, например, на эти деньги два самолета купил! А сколько материалов вы закупили на конкурсе? - подключился к атаке на Газпром Герман Греф. А узнав о 20-процентной доле закупок по конкурсу, даже не стал это комментировать. Равновесие восстановил Михаил Фрадков - он успокоил господина Круглова, сказав, что некоторые из поставленных вопросов ответа не требуют. Хотя обсуждение реформы Газпрома и судьбы газового рынка (одному без другого не бывать, считают в Минэкономразвития) в очередной раз откладывается на конец года, господин Греф пообещал, что вниманием правительства Газпром обделен не будет. Государство планирует и либерализацию акций Газпрома, и увеличение своей доли в капитале компании. Такие планы есть, но как и когда это произойдет, сказать не могу, - заявил министр уже по окончании заседания правительства. В числе ожидающих газового монополиста новшеств - введение 11 ценовых поясов вместо нынешних семи: Конечно, чем дальше регион, тем дороже ему обойдется газ, но это экономическая логика, которая сделает прозрачной запутанную транспортную составляющую "Газпрома, - констатировал министр. А вот в отношении создания Межрегионгазхолдинга - новой газораспределительной монополии на базе Межрегионгаза, которая будет контролировать поставки газа в 56% квартир и 72% промышленных предприятий страны, господин Греф еще не определился: то ли отдать предпочтение инвестиционным возможностям Газпрома, то ли пресечь попытку тотальной монополизации розничного рынка газа. Зато в одном господин Греф уверен точно: от идеи 35-процентного повышения импортных пошлин на новые иномарки правительство отказалось.
***
РКС повышает рентабельность
Вчера ОАО Российские коммунальные системы (РКС) заявило, что Федеральная служба тарифов (ФСТ) не учла интересы не входящих в систему АО-энерго коммунальных предприятий, которые оказывают населению около 30% годового объема услуг по реализации электрической и тепловой энергии (230 млрд руб.). Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко это заявление поддержал. Дочерние общества РКС, осуществляющие энергоснабжение потребителей в 24 регионах страны, представили свои расчеты в региональные энергетические комиссии своевременно. Однако в нарушение Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ ни один региональный регулирующий орган не передал полученные материалы в ФСТ. В итоге вчера в документах, подготовленных ФСТ к докладу правительству, отсутствовали данные по организациям коммунальной энергетики. Между тем ошибки в расчетах предельных тарифов для коммунальной энергетики, ведущие к занижению их расчетной рентабельности, могут привести к серьезным последствиям вплоть до банкротства коммунальных предприятий. Если учесть, что в структуре потребления услуг предприятий коммунальной энергетики доля населения составляет около 90%, неправильные расчеты тарифов ударят в первую очередь по населению.
РКС попросило ФСТ пересчитать предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию в соответствии с действующими основами ценообразования, а не путем региональной индексации. Если ФСТ этого не сделает, то РКС придется отстаивать правильные тарифы в арбитражных судах.
Алена Корнышева
"Коммерсантъ"
28.05.2004
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/smi.cgi?news=00000002536