19 апреля 2006
3723

Михаил Гиряев: Развитию лесного сектора экономики России были посвящены парламентские слушания, прошедшие в Государственной Думе

Комитет по природным ресурсам и природопользованию провел парламентские слушания на тему "О правовом обеспечении реализации федеральной целевой программы по развитию лесного сектора экономики". В слушаниях приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители профильных министерств и ведомств, представители органов власти регионов, общественных организаций, предприниматели, ученые.

"Стимулирование развития лесного сектора экономики возможно только при комплексном подходе в решении этой задачи по двум направлениям: лесному хозяйству и лесной промышленности", - подчеркнула, открывая слушания председатель Комитета Наталья Комарова. По ее мнению, это связано с тем, что ресурсная, экономическая, экологическая состояние двух этих составных сфер лесного сектора экономики находятся в жесткой взаимосвязи и оказывают первостепенное влияние на уровень эффективности каждой из них.

Россия владеет крупнейшими мировыми лесными запасами, порядка 22 процентов от общей площади лесов. На одного жителя России приходится значительно больше древесины, чем в любой другой стране мира. По прогнозным оценкам, к 2020 году мировая потребность в древесине вырастет в разы и единственным реальным источником покрытия этой потребности будут леса России. Лесной сектор экономики имеет ряд конкурентных преимуществ: дешевые трудовые ресурсы, газ, электроэнергия, быстро растущий рынок потребления товаров из древесины. В случае развития благоприятных условий отрасль может стать одним из бюджетообразующих секторов экономики и существенно повысить ее экспортный потенциал.

С сожалением, участники слушаний, констатировали, что за последние 15 лет доля России в мировой торговле лесной продукцией сократилась с 18 до 2 процентов. При этом, в структуре экспорта более 30 процентов составляют поставки круглого леса и 20 процентов - пиломатериалы, реализуемые по ценам значительно ниже среднемировых. В целом, лесозаготовительная и лесопильная отрасли являются убыточными. Нарастает техническое и технологическое отставание лесопромышленного производства. Медленно идет внедрение прогрессивных ресурсосбрегающих и экологических безопасных технологий. Основной сдерживающий фактор - недостаточное поступление инвестиций в модернизацию и строительство предприятий из-за низкой инвестиционной привлекательности отрасли.

Остро стоит проблема противодействия незаконным рубкам и обороту древесины. Практически весь нелегально заготовленный лес - от 35 до 50 процентов от общего экспорта - уходит за границу в необработанном виде.

Однако, необходимо помнить, что лес - это исчерпаемый ресурс. Именно поэтому необходима национальная лесная политика, направленная на развитие лесного сектора с обязательным воспроизводством по всем видам пород леса. "Нужна разработка программы, консолидирующей интересы государства и бизнеса", - отметила Н.Комарова.

Заместитель директора Департамента Минэкономразвития РФ Всеволод Гаврилов отметил, что Россия фактически через экспорт леса "субсидирует экономику других стран, позволяя создавать там добавочную стоимость, рабочие места, налоги, и назад ввозит готовую продукцию". По его словам радикально изменить ситуацию можно только при одновременной реализации как минимум трех составляющих: правовое обеспечение лесного комплекса (принятие Лесного кодекса РФ); стимулирование структурных преобразований в отрасли путем укрупнения предприятий и компаний в отрасли; создание благоприятных условий для инвестиций в лесоперерабатывающую промышленность.

Минэкономразвтиия считает, что Федеральная целевая программа должна быть ориентирована не на поддержку коммерческих проектов, а на создание условий и реализацию нерентабельных проектов, которые нельзя отдать бизнесу. "Это прежде всего инфраструктура - дороги, связь и энергетика", - отметил В.Гаврилов.

Председатель Подкомитета по лесным ресурсам Владимир Крупчак рассказал о видении Комитета, какой должна быть ФЦП развития лесного сектора экономики России". По его словам, для того чтобы "нормально развивались и крепли отечественные лесные холдинги, необходимо, чтобы Правительство РФ наконец-то признало лесной сектор в качестве стратегически важного сектора экономики и приняло решение о разработке национальной лесной политики". Политика должна комплексно охватывать сферу развития лесной промышленности и лесного хозяйства, сферу таможенно-тарифного и налогового регулирования производства и экспорта лесной продукции. При этом должна быть завершена административная реформа органов госвласти в области управления лесами и соответствующих надзорных органов. Должен быть обеспечен должный уровень квалификации управленческих, инженерных и технических кадров отрасли.

Отдельно В.Крупчак остановился на необходимости доработки проекта Лесного кодекса во втором чтении по ряду принципиальным положениям:

федеральная государственная собственность на лес должна остаться преобладающей;

из законопроекта необходимо исключить положения о необоснованном ограничении пребывания россиян в лесах;

аукционы должны проводиться с предварительным квалификационным отбором участников;

ввести градацию краткосрочной и долгосрочной аренды с ведением и без ведения лесного хозяйства;

ставки платы за единицу лесного ресурса должны быть рентными;

концессия лесных участков, как инвестиция в инфраструктуру и т.д.

В ходе слушаний отмечалось, что в настоящее время порядка 20 субъектов Российской Федерации разработали и реализуют региональные программы по лесовосстановлению и охране лесов от пожаров, а также комплексные программы развития лесного хозяйства и промышленности. Этот опыт, по мнению участников слушаний, может быть использован при подготовке проекта ФЦП.

Заместитель руководителя Федерального агентства по лесному хозяйству Михаил Гиряев подробно остановился на вопросе концепции национального плана действий по предотвращению незаконных заготовок древесины и ее нелегальному обороту. "Главные причины незаконных рубок - это высокая доходность незаконных лесозаготовок, незанятость населения в многолесных регионах и низкий уровень доходов населения, несовершенство лесного уголовного, административного и таможенного законодательства, отсутствие межведомственного взаимодействия в этом вопросе", - заявил М.Гиряев. Агентством разработан план действий, в том числе направленный на решение этих вопросов. Важное место в этом плане отводится совершенствованию системы госуправления в части создания механизма межведомственного взаимодействия и координации работы органов госвласти.

Активно в ходе слушаний обсуждались различные вопросы состояния современной лесной науки и экологической составляющей российских лесов.

Подводя итоги обсуждения Наталья Комарова отметила необходимость учитывать мнение российского общества по всему комплексу вопросов, так или иначе затрагивающих лесную тему. "Важно остановиться на таких решениях, которые не дадут возможность привести к обратному эффекту. Надо помнить, что лес - это наше все, это наше богатство, это достояние людей, это возможность жить и развиваться здоровому обществу. Не забывая о потребностях экономики, необходимо соблюсти баланс в лесной отрасли", - заявила депутат.


Пресс-служба Государственной Думы РФ

http://www.parlcom.ru/index.php?p=MC83&id=9363

19.04.2006
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован