03 марта 2004
2112

Михаил ХОДОРКОВСКИЙ: `Это - последний бой`

В субботу утром в Новосибирске был арестован самый богатый человек страны - глава компании `ЮКОС` Михаил Ходорковский. Это событие может стать поворотным в новейшей истории России. Оно касается не только бизнеса, но и всего российского общества. Живем ли мы теперь в другой стране или перед нами всего лишь `частный случай` борьбы государства с олигархом? Ответ будет получен в самое ближайшее время.

Самолет, в котором в субботу был задержан Михаил Ходорковский, был арендован `ЮКОСом` ради обеспечения обширного регионального турне, которое глава компании проводил уже не первую неделю. До своего ареста Ходорковский успел побывать в Орле, Белгороде, Липецке, Тамбове, Воронеже, Саранске, Самаре, Саратове и Нижнем Новгороде, затем он должен был лететь в Иркутск, Ангарск и Томск. Программа пребывания везде была идентичной: президент `ЮКОСа` встречался с губернаторами, раздавал деньги студентам местных вузов и проводил закрытые встречи с главными редакторами местных изданий и телекомпаний. Целью визита были поиски политической поддержки среди региональной элиты - в этом, по сведениям `Известий`, Ходорковский лично признавался своим сотрудникам. По информации `Известий`, правоохранительные органы наблюдали за передвижениями главы `ЮКОСа` и в Нижнем Новгороде, и в Саратове, а возможно, еще и раньше. Его можно было легко арестовать и в Нижнем (тем более что от Нижнего Новгорода до Москвы лететь всего полчаса, а из Новосибирска - около четырех). Но в свете того, что в Нижнем в эти дни проходил Гражданский форум, где как раз обсуждалась проблема взаимоотношений власти и бизнеса и где не раз вспоминали Ходорковского, его арест вызвал бы массу неоднозначных вопросов и заявлений.

За несколько часов до своего ареста Михаил ХОДОРКОВСКИЙ ответил на вопросы корреспондентов `Известий`.

- Замгенпрокурора России Владимир Колесников недавно заявил, что у прокуратуры есть серьезные претензии к ряду руководителей `ЮКОСа`. Уже предъявлены обвинения Шахновскому. Вас лично это не пугает?

- За действиями правоохранительных органов я вижу только политический аспект. Все дела по `ЮКОСу` пустые. Мы - компания номер один в России по капитализации и прозрачности бизнеса. Идет поиск возможности указать нам место. Нужен пример того, что даже самый прозрачный бизнес в России не может чувствовать себя в безопасности. Не уверен, что все это - в интересах правительства и президента. В одном я со следователями согласен - я бы тоже не хотел, чтобы Ходорковский сидел в тюрьме. Но на результаты производственной деятельности сложившаяся ситуация не влияет. Результаты во втором квартале весьма позитивны, третий квартал, уверен, нас не разочарует.

- Как вы восприняли сообщение о том, что сотрудники ФСБ посетили школу, где учится ваша дочь? Не кажется ли вам, что методы, которые используют правоохранительные органы, переходят грань дозволенного?

- Вы должны меня понять: вопрос о дочери я не могу комментировать. Что касается методов - они, разумеется, недопустимы в цивилизованном обществе. Мне кажется, что все это - последний бой.

- Похоже, что цель вашего регионального турне - поиск политической поддержки у лидеров регионов.

- Сейчас, когда политики много говорят о нефтяном бизнесе, я хочу, чтобы наши партнеры и клиенты были точно проинформированы о деятельности нашей компании. Регионы на сегодняшний день хорошо представляют свои возможности, поэтому нам важно, чтобы они имели позитивное представление о нашей компании.

- А почему вы вместе с представителями РСПП обратились с открытым письмом к Путину? Означает ли это попытку заключить договор с Кремлем `о ненападении`?

- Это скорее желание информировать президента о творящемся беззаконии. Правоохранительные органы действительно переходят грань. Ситуация уже может повлиять на темпы экономического роста страны. В те времена, когда шли разговоры об убийствах, прокуратура почему-то молчала. А когда люди в 1998-2000 годах зарегистрировали зарплату, платили с нее налоги, им вдруг стали предъявлять какие-то анекдотического рода патенты.

- Какой реакции вы ожидаете от президента?

- Я не буду комментировать потенциальное решение президента. Но если он сочтет необходимым обратить внимание на эту проблему, он найдет и методы ее решения.

`Нам не хотелось бы повторять судьбу Гусинского и Березовского`

Свое последнее перед арестом интервью - за девять часов до задержания - Михаил Ходорковский дал журналисту нижегородской телекомпании `Волга` Александру РЕЗОНТОВУ.

- Вам не кажется, что о взаимоотношениях бизнеса и власти в России можно выстроить целую цепочку: Гусинский - Березовский - Ходорковский?

- Не совсем. Если взять весь бизнес, который за последние годы столкнулся с правоохранительными органами, то эта цепочка была бы гораздо длиннее. С другой стороны, если посмотреть на суть дела, компания `ЮКОС` и ряд других компаний не заявляли каких-то личных политических амбиций. Мы последовательно защищали свои гражданские права в той мере, как эти права нарушались, и не более того. Честно говоря, нам бы не хотелось повторять судьбу указанных выше коллег. У меня в жизни были другие цели.

- Вы стали первым представителем крупного бизнеса, кто открыто сказал, что поддерживает те или иные политические партии. Может быть, именно эти заявления привели к таким событиям?

- Сложно комментировать, это привело или что-то другое. Но совершенно очевидно, что все бизнес-структуры в той или иной степени лоббируют свои интересы. И мы стали первыми, кто в Государственной думе сделал это открыто. В Госдуме мы открыто и публично защищали интересы нефтяной отрасли вместе с коллегами из `ЛУКОЙЛа` и ТНК. Кроме этого я лично, как человек, имею свои собственные политические взгляды.

- Почему в таком случае - СПС, `Яблоко` и КПРФ?

- Мои личные политические взгляды - это СПС и `Яблоко`. То, что другие акционеры поддерживают другие политические силы, это нормально для гражданского общества.

Татьяна ВИТЕБСКАЯ, Владимир ДЕМЧЕНКО, Мария ИГНАТОВА, Сусанна ОГАНЕЗОВА, Наталья ПАШКАЛОВА, Нижний Новгород - Саратов-Новосибирск-Воронеж-Москва

В чем обвиняют Михаила Ходорковского

Михаилу Ходорковскому было предъявлено обвинение по семи статьям Уголовного кодекса. Это мошенничество (статья 159), неисполнение решения суда (315), уклонение от уплаты налогов частным лицом (198), уклонение от уплаты налогов и сборов с организаций (199), причинение ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (165), подделка документов (327) и присвоение или растрата (160).

По словам заместителя начальника управления информации Генпрокуратуры Натальи Вишняковой, формула обвинения достаточно объемна и составляет около 50 листов, а сумма ущерба, который, по мнению прокуратуры, Ходорковский причинил государству, составляет 1 млрд. долларов. При этом, по словам Вишняковой, в ближайшее время обвинение может быть расширено, особенно в части уклонения от налогов.

На вопрос, какие конкретно эпизоды вменяются в вину Михаилу Ходорковскому, ни адвокат обвиняемого, ни сотрудники прокуратуры не отвечают, ссылаясь на тайну следствия. Однако `Известия` выяснили все детали предъявленного обвинения.

Генпрокуратура предъявила Ходорковскому обвинения по трем эпизодам. Первое касается хищения в 1994 году принадлежащего государству 20-процентного пакета акций АО `Апатит` на сумму 283 млн. долларов. По этому же делу был арестован председатель совета директоров МФО `МЕНАТЕП` и акционер компании `ЮКОС` Платон Лебедев. Расследование дела завершено, и сейчас Лебедев знакомится с его материалами в той же `Матросской тишине`. Однако в обвинении Ходорковскому фигурирует не только хищение акций, но и мошенничество при продаже минеральных удобрений. По данным прокуратуры, в 2000-2002 годах Ходорковский и Лебедев, руководя `Апатитом`, продавали собственным зарубежным фирмам удобрения по заниженной цене, а те перепродавали его на мировом рынке. Этими действиями, как говорится в деле, акционерам и предприятию был нанесен ущерб в 200 млн. долларов.

Из эпизода с `Апатитом` вытекает и обвинение в неисполнении решения суда. Несколько лет назад суд постановил вернуть акции государству. Однако фирма `Волна`, приобретавшая их на деньги `МЕНАТЕПа`, на тот момент этими ценными бумагами уже не владела.

Второй эпизод, который вменяется в вину Ходорковскому, касается подконтрольных `ЮКОСу` структур, зарегистрированных в городе Лесной Свердловской области. По данным прокуратуры, администрацией города были предоставлены налоговые льготы этим структурам, и через них производился сбыт нефтепродуктов `ЮКОСа`. Налоги эти предприятия платили не живыми деньгами, а векселями НК `ЮКОС`, и за 1999-2000 годы якобы уклонились от уплаты налогов на сумму свыше 17 млрд. рублей (более 556 млн. долларов). При этом, по данным прокуратуры, они получили в федеральном казначействе еще 13.5 млн. долларов якобы переплаченных налогов.

Третий эпизод касается уплаты налогов Михаилом Ходорковским как частным лицом. В материалах прокуратуры указано, что в 1998-1999 годах Ходорковский уклонился от уплаты налогов на сумму 1.7 млн. долларов, оформив заведомо подложные документы о том, что он якобы оказывал консультационные услуги иностранной компании, и незаконно получил патент частного предпринимателя (такое же обвинение 20 октября было предъявлено президенту компании `ЮКОС-Москва` Василию Шахновскому).

Ни одно из этих обвинений, по мнению представителей `ЮКОСа`, не имеет под собой оснований.

- По `Апатиту` нечего даже комментировать, поскольку нет и события преступления, - заявил `Известиям` пресс-секретарь компании Александр Шадрин. - Между государством и фирмой `Волна`, которая якобы что-то украла, заключено мировое соглашение, утвержденное арбитражным судом. `ЮКОС` и его дочерние компании никогда не были зарегистрированы на территории закрытых административно-территориальных образований, каковым является город Лесной, и говорить о каких-то схемах неуплаты налогов, якобы придуманных Михаилом Ходорковским, - это значит вводить общественность в заблуждение. Что касается неуплаты налогов лично Ходорковским, то у налоговой инспекции никогда не возникало к нему вопросов, все налоги он платил в полном объеме, а схемы снижения налоговых платежей, которые использовались, не противоречили российскому законодательству. Мы убеждены, что в открытом и гласном суде все эти обвинения будут признаны абсолютно беспочвенными.

Генпрокуратура против `ЮКОСа`. Хронология конфликта

Противостояние НК `ЮКОС` и Генпрокуратуры началось 19 июня с задержания и последующего ареста начальника 4-го отдела службы безопасности `ЮКОСа` Алексея Пичугина. Он обвиняется в организации в 1998 году взрыва у дверей квартиры родителей Ольги Костиной, которая тогда работала советником мэра Москвы Юрия Лужкова по связям с общественностью. Он же обвиняется в убийстве семьи Гориных - по версии следствия Сергей Горин тоже был причастен к взрыву.

1 июля был произведен обыск в доме приемов `ЮКОСа` в Колпачном переулке в Москве, а 2 июля взят под стражу один из основателей империи Михаила Ходорковского - глава МФО `МЕНАТЕП` Платон Лебедев. В СИЗО его увезли прямо с больничной койки госпиталя имени Вишневского, предъявив обвинение в хищении 20% акций АО `Апатит` в 1994 году.

4 июля был произведен обыск в компании `М-Реестр` - реестродержателе акций `ЮКОСа`. В этот же день в Генпрокуратуре был допрошен Михаил Ходорковский.

11 июля был проведен обыск в архивах компании `ЮКОС`. В этот же день прошли обыски в банке `МЕНАТЕП-Санкт-Петербург` и в офисе Юридической финансовой компании.

23 июля Мосгорсуд оставил в силе решение Басманного суда об аресте Платона Лебедева.

6 августа прошли обыски в офисе компании `Сибинтек` - интернет-провайдера `ЮКОСа`.

3 октября прошел обыск на территории лицея-интерната `Коралово`, финансируемого компанией `ЮКОС`. Был изъят старый сервер компании `ЮКОС`. В тот же день прошел обыск в рабочем помещении депутата Госдумы Владимира Дубова, который является одним из крупнейших акционеров НК `ЮКОС`.

9 октября были проведены обыски в бизнес-центре компании `ЮКОС` в Жуковке. В этих помещениях расположены офисы адвокатов Платона Лебедева и Михаила Ходорковского.

В середине октября сотрудники ФСБ под предлогом проверки антитеррористической готовности нанесли визит в школу, в которой учится двенадцатилетняя дочь Михаила Ходорковского Анастасия.

На 17 октября был назначен допрос адвоката Михаила Ходорковского Антона Дреля, однако адвокатская палата Москвы запретила ему участвовать в следственных действиях. В Генпрокуратуру он не явился. В тот же день было предъявлено обвинение президенту компании `ЮКОС-Москва` Василию Шахновскому. Он обвиняется в неуплате налогов с физического лица. В качестве меры пресечения ему избрана подписка о невыезде.

20 октября на допрос был вызван отец Иоанн, духовник Алексея Пичугина. Однако когда священник явился в прокуратуру, перед ним извинились.

21 октября Платона Лебедева перевели из `Лефортова` в следственный изолятор `Матросская тишина`.

23 октября был проведен обыск в Агентстве стратегических коммуникаций, занимающемся предвыборной компанией партии `Яблоко`. Как заявили в Генпрокуратуре, обыск также проходил по делу `ЮКОСа`. В ходе обыска были изъяты в том числе предвыборная стратегия `Яблока` и 700 тыс. долларов.

25 октября в Новосибирске задержан и этапирован в Москву Михаил Ходорковский.

Владимир ДЕМЧЕНКО

27.10.2003
http://www.finiz.ru/cfin/tmpl-art/id_ art-673018http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован