30 марта 2006
3971

Михаил Копейкин: О Стабфонде ничего не известно

Доходы бюджета от размещения средств Стабфонда в конечном счете способны заменить доходы от высоких цен на нефть. В этом уверен заместитель руководителя аппарата правительства Михаил Копейкин.

- Михаил Юрьевич, что стоит за вашим предложением разделить средства Стабилизационного фонда и разместить их за рубежом в акции и ценные бумаги?

- Самое главное, что сегодня необходимо нам сделать, чтобы средства Стабфонда могли накапливаться. Соответственно деньги должны работать и повышать его капитализацию. Принципиально важно при этом, о чем мало кто говорит, чтобы эти деньги, размещенные за рубежом в акции и ценные бумаги, возвращались в Стабилизационный фонд, увеличивая его капитализацию. Это потребует изменений в законодательстве, но основная, стратегическая идея состоит в том, чтобы в конечном итоге заместить доходы, которые мы получаем сегодня от нефти, на доходы, которые мы сможем получить в результате размещения средств Стабфонда в активы разного рода и в том числе в акции надежных иностранных компаний.

- Стабфонд почти как "золото партии", о котором все слышали, но никто не видел. Где эти деньги сегодня? Кто ими руководит, контролирует?

- Они лежат на счете в рублях, в рублевых активах, как говорит глава Минфина Алексей Кудрин, на специальном счете в Центральном банке.

- Ну а контроль? Кто за ними присматривает?

- Контроль, я так понимаю, должен осуществлять Центральный банк и Минфин, но о том, как происходит движение средств Стабфонда, что и в какие бумаги вложено, в какие активы, какой длины, под какие проценты и, в конечном итоге, сколько получено с этих средств дохода, информации нет. Пока они никуда не вложены. В течение двух лет операций со средствами фонда не производилось.

- И этот год, судя по всему, потерян.

- Конечно, и этот год тоже потерян. Более того, от имени правительства Минфин должен был заключить договор по правилам управления этими средствами. Однако в течение полутора лет такой договор не заключался. Насколько я знаю, Минфин лишь неделю назад представил в правительство основные положения этого договора, тогда как его можно было бы заключить уже в конце 2004 года.

- Если ваше предложение будет принято, не обвалится ли рубль? Все-таки предстоит конвертировать 1,5 трлн. руб.

- Это внутренние операции Центробанка. Механизм отработан, ведь и раньше на рубли покупали доллары.

- А могут ли рубли Стабфонда просто вывести из оборота? Обнулить, засчитав вместо них соответствующую сумму из золотовалютных резервов?

- Надо действовать так, как прописано в законе. Все операции, какие должны быть, в нем определены. Золотовалютные резервы и деньги, поступающие в Стабилизационный фонд, ни коем случае нельзя перемешивать. Наоборот, должен быть отдельный счет, отдельный баланс, отдельное движение этих средств. Словом, все раздельное. И показывать отдельно доходы, которые получены от размещения золотовалютных средств и средств Стабилизационного фонда. Даже если они в долговых обязательствах.

- Как образовать управляющую компанию, которой, по вашему предложению, надлежит заниматься деньгами Стабфонда, размещая их за рубежом?

- Это один из ключевых моментов. Управляющая компания будет отбираться на конкурсной основе. Это будет открытая, ясная, четкая процедура. Будут разработаны условия, на основании которых деньги могут передавать в управление, определены доходность и надежность активов с учетом страхования и т.п.

- Исключит ли это на сто процентов коррупцию?

- Полностью едва ли. Но все равно это будет более транспарентная система, чем когда гос- органы занимаются такими вещами, как размещение средств Стабилизационного фонда в зарубежные активы.

14.03.2006

Игорь Наумов
Опубликовано в Независимой Газете от 14.03.2006
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован