11 апреля 2007
2096

Михаил Москвин-Тарханов: Без участия жителей предстоящая реконструкция районов будет невозможна

Некоторое время назад в Московскую городскую Думу обратилась общественная организация "Комитет защиты москвичей" с предложением начать комплексную реконструкцию микрорайонов города Москвы по инициативам, исходящим от объединений жителей этих микрорайонов. В связи с этим обращением в рамках комиссии МГД по перспективному развитию и градостроительству были проведены депутатские слушания с привлечением ГУП "Управление экспериментальной застройки микрорайонов", Общественного экспертного совета при комиссии и представителей органов исполнительной власти. На слушаниях был поднят целый пласт проблем по реализации национальной программы "Доступное и комфортное жилье" и предложены возможные пути их решений на территории Москвы в условиях сложившейся застройки. О содержании и результатах слушаний рассказал председатель комиссии МГД по перспективному развитию и градостроительству Михаил МОСКВИН-ТАРХАНОВ (фракция "Единая Россия").

"Известно, что Москва имеет мало свободной земли под застройку. Из всех городских земель (примерно 1080 кв. км) 21% представляют собой природные территории Москвы; при этом общее количество земель под зелеными насаждениями приближается к 340 кв. км. Десятки квадратных километров заняты общественными территориями, землями историко-культурного, научного, транспортного и промышленного назначения. Мы обязаны не только полностью сохранить природный комплекс Москвы, но и по возможности его увеличить, равно как историко-культурные и общественные территории. Промышленность также остро нужна городу - это рабочие места и доходы в бюджет. Очевидно, что строить новые жилые районы в городе больше негде, экстенсивный путь развития заканчивается.

Но при этом под уже существующей жилой застройкой у нас находится весьма значительная часть территории города. Как показал анализ, проведенный Управлением экспериментальной застройки, в составе жилых кварталов имеется порядка 480 микрорайонов, подходящих для проектов развития, где находится более 28 млн. кв. метров жилья, большая часть которого нуждается в капитальном ремонте и реконструкции. Это наш основной потенциал для реализации национальной программы "Доступное и комфортное жилье".

Однако без воли жителей каждого из таких микрорайонов, без их непосредственного участия в развитии и реконструкции территорий реализация такого рода проектов скоро будет практически невозможна. Отношения собственности на недвижимое имущество и земельные участки в связи с изменениями законодательства становятся такими, что в конфликтной ситуации столкновения интересов и прав просто нереализуемы масштабные строительные и девелоперские проекты. Поэтому мы полагаем, что в каждом из подобных случаев инициатива по реконструкции должна исходить преимущественно не от властей города, а от самих жителей.

На слушаниях в Комиссии начала вырисовываться приблизительно следующая модель подготовки проекта развития микрорайона. Сначала жители микрорайона с помощью общественных организаций, товариществ собственников жилья, депутатов местной власти регистрируют общественное объединение, которое вступает в контакт с уполномоченной строительной организацией, выбираемой по специальной процедуре Правительством Москвы - с учетом финансовых гарантий ее деятельности и серьезного опыта работы. Затем вместе с архитекторами жители и строители обсуждают возможности реконструкции и развития микрорайона, стараясь при этом избегать сноса, отдавая предпочтение модернизации существующих домов с помощью надстроек и пристроек, используя конструкции из легкого бетона, что позволит с оптимальными расходами значительно увеличить площадь жилья на той же территории. После того, как стороны достигли общего видения проекта развития, они на основе типового документа разрабатывают проект трехстороннего договора и приглашают к его подписанию уполномоченный орган Правительство Москвы.

При этом в такое трехстороннее соглашение закладываются следующие базовые принципы:

- все жители после реконструкции имеют право остаться в своем микрорайоне;

- собственники жилья после реконструкции получают на территории микрорайона бесплатно такое же количество квадратных метров, которое они имели до реконструкции;

- тем собственникам жилья, кто хотел бы улучшить условия проживания, предоставляется возможность докупить недостающие метры жилья по внутренним расчетным ценам (значительно ниже рыночных) в пределах существующих городских норм предоставления;

- прочая жилая площадь реализуется по рыночным ценам с преимущественным правом покупки для проживающих на территории развития;

- все наниматели получают после реконструкции площадь в социальный наем по действующим нормам предоставления жилой площади;

- очередники города на получение жилья получают право привлекать в проект средства жилищных субсидий для покупки жилья по расчетной цене;

- городской бюджет не получает доходов от такого проекта, а несет расходы в виде как прямого бюджетного финансирования развития инфраструктуры на территории, так и в виде целевых средств, выделяемых по договору объединениям жителей в счет компенсации за не произведенный капитальный ремонт;

- к проекту развития также привлекаются кредитные ресурсы банков в необходимом объеме, внешние инвесторы и риелторы.

Таким образом, образуется государственно-общественное партнерство с участием бизнеса, создаваемое для достижения общественно-полезной цели, где город несет соразмерные расходы, а также вкладываются средства жителей, привлекаются инвестиционные и кредитные ресурсы, погашаемые на возвратной основе за счет реализации части жилых и нежилых помещений. В этом случае равномерно разложенная на всех участников ноша окажется подъемной и для многих жителей, и для города, и для строителей. При этом будет обеспечена защита малоимущих и реализованы возможности среднего класса на улучшение жилищных условий, как это предусмотрено национальной программой "Доступное и комфортное жилье".

Участниками совещания, однако, было отмечено, что до начала реализации такого рода проектов должны быть комплексно и системно решены различные юридические, экономические и социальные проблемы совместно органами исполнительной и законодательной власти Москвы и Российской Федерации.

Информацию о результатах слушаний мы направили мэру Москвы. В соответствии с резолюцией слушаний я обратился к Юрию Лужкову с просьбой дать поручение Комплексу архитектуры, строительства, развития и реконструкции совместно с Комплексом экономической политики и развития проработать данные предложения с ГУП "Управление экспериментальной застройки микрорайонов" с привлечением, при необходимости, представителей общественности, местного самоуправления и депутатов Московской городской Думы. Надеюсь, что мэр прислушается к нашим рекомендациям".

Галина Лоевская
Московская правда - Московское собрание, 11 апреля 2007 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован