Новая инициатива главы Минэкономразвития по снижению выкупных платежей за землю под предприятиями наверняка не останется незамеченной постоянными оппонентами Германа Грефа из московского правительства. Мэр Юрий Лужков, завершавший вчера свой визит в Дюссельдорф, не успел отреагировать на высказывания г-на Грефа в Белом доме и в очередной раз обвинить министра в пособничестве земельным спекулянтам. Однако в том, что позиция столичных властей по вопросу о приватизации земли остается неизменной, корреспондента "Времени новостей" заверил председатель комиссии Мосгордумы по нормативной базе перспективного развития и градостроительства Михаил МОСКВИН-ТАРХАНОВ.
- Михаил Иванович, на заседании федерального правительства Герман Греф предложил выкупать земли под приватизированными предприятиями по цене, не превышающей 20% от их кадастровой стоимости. Как вы это прокомментируете?
- Суть всех предложений Германа Грефа в том, что он хочет выбросить на рынок большое количество земельных участков. С одной стороны, это неплохо - вы, как владелец некой недвижимости, выкупаете земельный участок и пускаете свой единый имущественный комплекс в оборот: продаете его, привлекаете инвестиции и т.д. Но предложенная МЭРТ схема предусматривает приватизацию земли по цене в десятки раз ниже рыночной. При последующей ее перепродаже возникает хорошая маржа, и весь вопрос заключается в том, кому достается разница между выкупной и рыночной ценой.
- И кому, по-вашему?
- Если вы арендатор земельного участка и собираетесь жить в своем здании долго и счастливо, то при близких ставках аренды и земельного налога вам в общем-то нет смысла его приватизировать. Вы будете выкупать землю только под развитие своей территории - по крайней мере так происходит в 80% случаев. Конечно, могут быть и другие соображения: объединить имущественный комплекс или обеспечить кредит. Но в основном землю выкупают именно под развитие, чтобы иметь возможность снести свою недвижимость, реконструировать ее.
Однако на этом этапе начинает действовать уже другое законодательство - градостроительное. В соответствии с новым Градостроительным кодексом РФ, также разработанным в ведомстве Германа Грефа, регулирование градостроительного процесса изымается у Москвы и других субъектов федерации. То есть МЭРТ пытается создать ситуацию, при которой на рынок в большом количестве поступят земельные участки с не до конца оформленной документацией и с неясным назначением. Что происходит дальше? Собственник, выкупивший по дешевке земельный участок под своим объектом, готов пустить его в оборот. Он ищет инвестора, но тот осторожен: "Есть большой риск - я не очень понимаю, что на этом участке можно строить, какие коммуникации к нему подходят, какие градостроительные планы?" И вот тут появится посредник-благодетель, который предложит оформить всю документацию на участок, причем не на городском, а на федеральном уровне, и пустить землю в оборот уже по рыночной стоимости.
- То есть разница достанется посреднику?
- Мы говорим об очень специфической форме земельной спекуляции, которая может осуществляться в разных формах. Предложенная Грефом схема предполагает, что в строительный бизнес придут короткие спекулятивные деньги. Причем - будем называть вещи своими именами - деньги, аффилированные с соответствующими федеральными структурами. Городские власти и власти субъектов федерации максимально отжимаются от этого процесса.
- Но Москва еще надеется противостоять этой схеме?
- Город может показать большой шиш. У нас есть серьезные инструменты противодействия земельным спекуляциям на территории Москвы - проработанное градостроительное законодательство, единая ценовая политика и многое другое. Давить на нас федеральным законодательством тоже не получится. Градостроительный кодекс так плохо сделан, что "федералы" сами запутаются в его реализации.
Заставить нас строить коммуникации под федеральные объекты тоже нельзя - они строятся по определенному плану, кроме того, за них надо будет заплатить.
Ну и, наконец, если правительство и попытается явочным порядком приватизировать земельные участки по федеральному законодательству и привлечь на них инвесторов без участия Москвы, то все равно никто на такой участок не придет. Ни один инвестор не возьмется за проект, если он не входит в Генеральный план города, если он не утвержден планами развития округов и районов, если на это нет соответствующих энергетических мощностей. Инвестор возьмет землю только на условиях правительства Москвы и в соответствии с законами Москвы.
Александр Гудков
Время новостей, 11 февраля 2005 г.