25 августа 2008
3270

Михаил Поздняев: Страсти по Андрею

Безвозвратно утраченными могут оказаться уникальные фрески Рублева, внесенные в список ЮНЕСКО


В Росохранкультуры в конце прошлой недели поступило письмо из Государственного института искусствознания. В нем сообщается о грубых нарушениях, допущенных в ходе реставрации шедевра древнерусского зодчества - Успенского собора во Владимире. Одновременно вновь обострилось противостояние дирекции Владимиро-Суздальского музея-заповедника и Владимиро-Суздальской епархии РПЦ. Музейщики утверждают, что частые богослужения представляют угрозу для фресок Андрея Рублева в соборе, готовящемся отметить 850-летие.

Во Владимире 30 и 31 августа пройдут торжества, посвященные 850-летию со дня основания Успенского кафедрального собора. Это событие, по словам архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия (Смирнова), "станет настоящим праздником для всей Русской православной церкви". Хочется добавить: не только для нее. Собор и росписи Андрея Рублева в нем внесены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Туристы из многих стран мира приезжают полюбоваться жемчужиной древнерусского искусства. "Благолепие этого собора выше всех оценок", - подчеркнул владыка Евлогий в своем обращении к владимирцам. А вот с этим никак не поспоришь. Но, увы, в канун юбилея над собором сгустились тучи.

Ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания Армен Казарян направил в Росохранкультуры письмо, в котором рассказал о шоке, испытанном им и двумя его коллегами при посещении собора в середине августа. "Западная половина южного фасада выкрашена какой-то полимерной краской, - говорится в письме. - Ее отвратительная фактура и холодно-белый, с примесью грязно-серого оттенок контрастирует с оригинальной поверхностью белого камня чистых кремовых и охристых тонов".

"Закрашены ценнейшие рельефы, - продолжает автор письма. - Вокруг церкви взамен каменного настила появилась вымостка из мелкой бетонной плитки, выкладываемой обычно в современных парках. В метре от стен храма по всему периметру выкладывается отмостка из той же плитки. Она скрывает значительную высоту цоколя храма и кладется на цементно-песчаную подготовку, которая после первого же дождя должна будет замонолитить конструкцию".

Реставрационные работы с такими нарушениями, да притом еще такими темпами - успеть к юбилею! - напоминают не то о строительстве БАМа, не то о "потемкинских деревнях". Однако представитель подрядчика, комментируя письмо искусствоведа Армена Казаряна, заявил: реставрация собора ведется на основании всех необходимых разрешений, методики согласованы с Центральными научно-реставрационными проектными мастерскими Министерства культуры РФ. Что касается фасада собора, то он вовсе не покрашен, а "обработан специальными известковыми составами". Но кто поручится за их полную безвредность? Ведь собор, хоть и старенький, а дышит, как живое существо. В этом пришлось убедиться после того, как несколько лет назад белокаменный пол заменили на мраморный, и теперь вся влага оседает на стенах собора. А стены, между прочим, покрыты фресками кисти Андрея Рублева. Влага просачивается и сверху, сквозь повреждения в кровле. "В итоге вода у нас подошла к фрескам Рублeва. Практически уже на фресках. А это катастрофа", - негодует искусствовед и реставратор Александр Скворцов.

Еще одну угрозу для храма представляют частые богослужения в нем. Из-за них изменился температурно-влажностный режим, копоть от свечей покрывает фрески, и они нуждаются в скорой помощи. Однако, по словам Александра Скворцова, пока не будет налажен микроклимат в храме, "о подлинной реставрации фресок не может идти и речи - только о консервации, которой, конечно, недостаточно".

Ничего подобного и вообразить нельзя было, пока собор находился на балансе музея-заповедника. Сегодня вторым его пользователем является Владимиро-Суздальская епархия РПЦ. Генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алиса Аксeнова возмущена: "О чeм говорить, это кафедральный собор. Там идут службы. Дождь, снег, люди, естественно, приходят во влажной одежде. Влажность мгновенно повышается. Говорить о закрытии храма невозможно, это вызовет бунт верующих, и руководство епархии никогда на это не пойдет. В идеале следовало бы проводить в храме только праздничные богослужения, то есть установить щадящий режим, но этого еще нужно добиться".

В свою очередь, секретарь Владимиро-Суздальской епархии архимандрит Иннокентий (Яковлев) во всем винит музейщиков: "Собор очень напряжeнно используется. Это огромное количество групп. Если его посещает тысяча человек туристов в день и сто человек прихожан, то, очевидно, что если будет десять прихожан, то тогда уже и туристов будет не тысяча, а сто".

Выдающийся российский реставратор и искусствовед Савва Ямщиков сообщил "НИ", что, по его убеждению, РПЦ должны быть переданы все храмы. Но храм храму рознь. "Сейчас идут переговоры о передаче храма Ильи Пророка в Ярославле, - пояснил г-н Ямщиков. - В нем уникальные фрески и иконостас. Если начать там регулярные богослужения, все это погибнет. Передача таких памятников может совершаться только при заключении договора между епархией и музеем, в котором на первом месте будут стоять интересы не Церкви, а памятника. К сожалению, сегодня в церковной среде крайне мало просвещенных людей, готовых дружить с музейщиками. Чего вы хотите: все они воспитывались при социализме, а живут при капитализме".

25 августа 2008 г.

scepsis.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован