30 марта 2007
2106

Михаил Прохоров: `После `Норильского никеля` быть генеральным директором какой-либо российской компании неинтересно, так как более сложной для управления компании не существует`

Михаил Прохоров: "После "Норильского никеля" быть генеральным директором какой-либо российской компании неинтересно, так как более сложной для управления компании не существует"

Мы уже сообщали, что 15 марта 2007 года генеральный директор ОАО "ГМК "Норильский никель" Михаил Прохоров встретился с журналистами. В ходе встречи Прохоров подвел итоги своей деятельности в компании и рассказал о причинах досрочного ухода и своих дальнейших планах.

- Есть две основные причины моего ухода: первая - в рамках ГМК "Норильский никель" формируется мощная энергетическая компания; вторая - раздел активов с Владимиром Потаниным. Предполагается, что я уступаю "Норильский никель", а в моем ведении будет находиться энергетическая компания. Внутри меня острейший конфликт интересов. То есть, продолжая работать в "Норильском никеле", который я собрался продавать, я должен заниматься формированием энергетической компании, которая будет мне в будущем принадлежать. Я никогда не работал по двойным стандартам, а это очевидный двойной стандарт, где есть очевидные приоритеты. ОАО "ГМК Норильский никель" - это стотысячный коллектив, это большая ответственность. Я не считаю, что имею право руководствоваться здесь двойными стандартами. И еще: процесс создания собственной управляющей компании оказался гораздо более трудоемким и времязатратным, он начинает отвлекать на себя все больше и больше времени, и здесь возникают у меня проблемы по качеству выполнения функций генерального директора компании. В новой энергокомпании я не буду генеральным директором. После "Норильского никеля" быть генеральным директором какой-либо российской компании неинтересно, так как более сложной для управления компании не существует.

- Михаил Дмитриевич, а у Морозова - сильные лидерские качества?

- В "Норильском никеле" работает мощная, профессиональная команда, и я рекомендовал совету директоров Дениса Морозова. У Морозова есть сильные лидерские качества, потому что в компании, особенно в Норильске, нужно иметь харизму, там ребята серьезные.

Я бы хотел подвести краткие итоги моей деятельности на посту генерального директора ОАО "ГМК "Норильский никель". Заступил я в августе 2001 года. "Норильский никель" представлял из себя компанию, которая вышла из тяжелейшего кризиса 90-х годов, крупная, региональная, непрозрачная, мы ее называли "северным медведем". Не было международной отчетности, были слабые рынки сбыта, когда компания продавала все на бирже. Что сделали моя команда и я за этот период? Начнем с рынков сбыта. Если раньше вся продукция продавалась на бирже, то сейчас подавляющее количество, более 95% продукции, мы продаем нашим прямым потребителям, и только абсолютно небольшая часть - это биржевые операции. То есть мы контролируем свой рынок. И это существенное продвижение компании. Мы здесь смотримся очень сильно.

Раньше компания вообще платиной и палладием не торговала. Теперь мы этими металлами торгуем сами и доставляем до потребителей.

- А какой следующий шаг будет сделан в развитии компании, в том числе и в Мурманске?

- Следующий этап - это энергетическая безопасность. У нас под контролем находится "Норильскгазпром", которого не было прежде в компании до моего прихода. Работает Пеляткинское месторождение - у нас собственный газ, собственные ТЭЦ и ГЭС, которую мы выкупили на аукционе у РАО "ЕЭС России". То есть мы имеем замкнутую, полностью контролируемую энергосистему. И мы на 25-30 лет контролируем стоимость тарифов. Приведу простой пример: неизбежно в течение нескольких лет в стране будет происходить выравнивание стоимости газа для внутренних потребителей. Эта политика уже объявлена, она будет идти постепенно в течение нескольких лет. У нас политика не будет меняться, а это особенно важно на Севере не только для промышленного предприятия, но и для людей, потому что это прямая затрата на жизнь и ЖКХ.

Далее о транспортной безопасности. Мы, как вы знаете, создаем и достраиваем собственный флот, который будет готов к концу 2008 года. Это усиленный флот ледового класса, который позволяет ходить в любую погоду. Мы дополнительно строим в Мурманске собственный перевалочный комплекс. Мощность по перевалке и хранению грузов будет иметь хорошо контролируемые затраты - и это конкурентное преимущество.

Относительно корпоративного управления - работает совет директоров, четыре независимых директора, введение которых в совет требуется в крупных публичных компаниях. Все эти вещи внедрены, работают уже много лет.

- Создается впечатление, что Вы внедрили в компании этакий маленький Госплан...

- Мы провели реструктуризацию системы управления. Раньше компания "Норильский никель" представляла собой большой котел, где было все намешано. В связи с тем, что каждая из отраслей народного хозяйства представляет собой самодостаточный большой бизнес, мы перешли на отраслевую систему управления, где отрасли между собой, внутри компании, работают на рыночных условиях. В компании ведется межотраслевой баланс, такой маленький Госплан. Кстати говоря, одна из главных проблем нашей страны, что у нас никто не ведет межотраслевой баланс. То есть, у нас отрасли в РФ развиваются автономно, каждый рисует свою стратегию. У нас уже два года действует высокопрофессиональный межотраслевой баланс в рамках маленькой страны, называемой "Норильский никель", где все отрасли, еще раз повторюсь, работают на рыночных условиях, и это позволяет иметь здоровую конкуренцию менеджеров разных отраслей.

- Многие СМИ говорят об НН-экспансии компании "Норильский никель". Чем Вы ее объясняете?

- Несколько слов о международной экспансии. Сейчас компания присутствует на рынке США, после закрытия сделки с OMG - в Финляндии и Австралии. Сделка выгодна, окупится быстро. Нас уважают, нас побаиваются, у нас есть еще планы. Но я думаю, новая команда с успехом их реализует. По развитию внутри страны могу сказать, что сейчас у "Норильского никеля" мощнейшая геологическая служба. Мы выиграли много конкурсов и аукционов по лицензиям. Один из известных - это Читинский проект, согласно которому мы вместе с государством в рамках частно-государственного партнерства будем строить железную дорогу и развивать пять очень крупных месторождений, которые находятся вблизи границы с Китаем. Это важное геополитическое решение и важное решение в развитии компании. У нас есть большой опыт освоения месторождений в тяжелых условиях, а это естественное продолжение наших конкурентных преимуществ.

И вкратце, если подводить итог деятельности в понятных цифрах: когда я начинал, капитализация компании была ниже $3 млрд., соответственно сейчас капитализация - $32 млрд., и еще компания "Полюс Золото" у нас имеет порядка $9 млрд. Все это вместе общая капитализация - больше $40 млрд. К чему это привело? Что обычные акционеры, работники нашей компании, стали рублевыми миллионерами. То есть, в случае с "Норильским никелем" приватизация оказалась справедливой. Я считаю, это очень хороший пример для всей страны в целом.

По материалам пресс-службы ОАО "ГМК Норильский Никель"

Viperson
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован