Глава МВД Рашид Нургалиев сделал сенсационное признание. Выступая на оперативном совещании в Хабаровске, он признал, что под контролем организованных преступных группировок находится значительная часть экономики Дальнего Востока. Тему продолжает Марина Костюкевич.
КОСТЮКЕВИЧ: Глава Министерства внутренних дел открыто озвучил то, о чем на Дальнем Востоке говорили давно: преступные сообщества плотно контролируют все наиболее значимые и крупные предприятия Приморья, особенно в наиболее доходных экспортно-ориентированных отраслях. По словам Нургалиева, ситуацию в крае осложняет и бесконтрольная миграция иностранцев, особенно в приграничных районах.
Министр не стал скрывать перед подчиненными, что не знает, чье влияние в регионе - правоохранительных органов или организованных преступных групп - сильнее, и он намерен выявить, насколько адекватны усилия приморской милиции в складывающейся оперативной обстановке.
Милиционеры-дальневосточники старались не отмалчиваться и доложили о некоторых своих успехах: 500 преступлений, совершенных организованными группами, были раскрыты в текущем году. Как достижение преподносится и то, что число зарегистрированных убийств сократилось. Однако непонятно, стало ли преступлений меньше или к их регистрации стали подходить более избирательно.
Дальше разговор пошел с применением терминологии, которую используют сами преступники. Так, было заявлено о судьбе так называемого "нанайского общака", который занимался совершением краж, грабежей и продажей наркотиков. Об этом сообщил сам министр. Из 16 арестованных 12 получили срок от 7 до 14 лет, а два лидера получили 18 и 16 лет лишения свободы.
Кроме того, Нургалиев сообщил, что идут мероприятия по разобщению мощной группировки из Комсомольска-на-Амуре. Уже арестованы ее 16 активных членов, в том числе 3 вора в законе.
Но, видимо, эта работа ведется не с тем размахом, с каким орудуют преступники, коль в этом году преступлений в Дальневосточном регионе зарегистрировано на 17 процентов больше, чем в прошлом. Видимо, о том, как изменить ситуацию, и говорил министр Нургалиев со своими коллегами в закрытом режиме.
Ситуацию, сложившуюся на Дальнем Востоке, комментирует руководитель аналитического департамента Центра коммуникативных технологий "Пропаганда" Михаил Виноградов.
ВИНОГРАДОВ: Проблема криминализации экономики Дальнего Востока, действительно, существует. И тому есть несколько причин. Во-первых, традиционно высоки объемы "серой" экономики (малопрозрачные сферы вроде импорта автомобилей), а во-вторых, так сложилось, что в целом ряде регионов криминальные структуры иногда брали на себя функции не то чтобы управления, но функции государственных органов в условиях слабости государства.
Больше того, в некоторых регионах, таких, как Приморский край и, отчасти, Корякия, сложилось устойчивое мнение, что криминал сильно проник во власть. Есть разные оценки того, почему это произошло: из-за слабости государства или в силу активности самого криминала, но такая репутация сложилась.
Кроме того, в Дальневосточном регионе традиционно не было серьезных федеральных финансово-промышленных групп, которые в других регионах страны, как правило, подминали под себя криминал или защищали экономику. В силу этого существуют проблемы криминализации экономики Дальнего Востока.
Тем не менее выступление Рашида Нургалиева носит пропагандистский характер и призвано привлечь внимание к проблемам региона. Дальний Восток по-прежнему остается на периферии внимания федеральной политики, а задача декриминализации силовых структур не решена ни на региональном, ни на федеральном уровне. И ожидать мощного импульса по декриминализации экономики Дальнего Востока, не сводящейся к локальным кампаниям и зачисткам, думаю, не приходится.
http://www.radiorus.ru/news.html?id=145918
14.12.2005