Ответственность за взрыв в Москве взяла на себя исламистская группировка "Бригады аль-Исламбули", сообщило агентство "Рейтер". В заявлении, опубликованном в интернете, участники организации угрожают новыми терактами.
Из названия группировки следует, что речь идет как минимум об организации, действующей на территории не одной страны. Соединенные Штаты Америки, обеспокоенные терактами в Москве, предлагают содействие в расследовании, сообщает "РИА-Новости" со ссылкой на госдепартамент США.
Итак, в США следят за развитием событий, а отечественные эксперты считают, что Россия стала мишенью именно международного терроризма; вспышка насилия в России, взрывы в Израиле, убийство непальских рабочих в Ираке - такова его тактика.
В нашей студии - политолог, аналитик Михаил Юрьевич Виноградов.
Михаил Юрьевич Виноградов родился в 1974 году в Москве.
Окончил Московский государственный университет имени Ломоносова (исторический факультет) по кафедре "Отечественная история XX века".
В 1992-1993 гг. - научный сотрудник Института массовых политических движений Российско-американского университета.
В 1993-1996 гг. - научный сотрудник Центра политической конъюнктуры России.
Одновременно в 1993-1996 гг. - редактор информационного агентства "Эфир-дайджест".
В 1996-1997 гг. - эксперт аналитического отдела АКБ "АвтоВАЗбанк-Москва".
С 1997 по 2001 год - руководитель Информационно-аналитического управления Центра политической конъюнктуры России.
С 2001 года - эксперт, руководитель аналитического департамента Центра коммуникативных технологий "PRОПАГАНДА".
Одновременно с 1998 года - политический обозреватель еженедельника "Русская мысль" (Париж).
Мы не раз говорили о складывающейся в мире ситуации, но возникает ощущение, что объединенной борьбы с терроризмом как раз нет: во Франции борются с хиджабами, в США - с "Аль-Каидой", мы - с бандитами-сепаратистами, окопавшимися и действующими в Чечне, несмотря на то, что в республике уже имеются законно избранные власти.
Создается впечатление, что противодействие терроризму фрагментарно, субъективно для каждой страны; так может, неправомочно говорить о существовании международного терроризма?
Оперируя этим термином, мы создаем впечатление, что во всем мире, от северных широт до Антарктиды существует некая единая террористическая сеть, которая, как в фильмах о Джеймсе Бонде, пытается изменить мир, говорит Виноградов.
На самом деле все гораздо сложнее. Терроризм существует далеко не во всех странах и появляется на определенном этапе развития общества. В России, скажем, он появился в XIX веке. Почему именно тогда, и его невозможно представить в XVII-м?
Совершая теракты, экстремисты рассчитывают на их общественное звучание, поэтому подобные акции могут иметь ценность лишь в тех обществах, в которых ценность человеческой жизни очень высока. Понятно, что мы ничего не слышим о терроризме в Сомали или в Судане, - гибель даже нескольких десятков человек серьезного резонанса в этих обществах не возымеет.
Второй важный момент связан с тем, что терроризм - одна из форм политической борьбы, и в разных странах активность экстремизма обусловлена различными причинами. Терроризм басков, террор в Израиле или вылазки сепаратистов в Чечне или в Ирландии мотивирован существованием в обществе больших или малых групп, недовольных порядками и готовых на крайние меры. Иногда координация между этими группами существует, но внутренние причины могут серьезно разниться, считает эксперт...
(Полная версия экстренного выпуска "Открытой студии" с Михаилом Виноградовым - в аудиозаписи).
http://www.radiorus.ru/news.html?id=74922
01.09.2004