Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения выдающегося советского композитора Микаэла Таривердиева.
Родился и вырос Таривердиев в Тбилиси, там же закончил музыкальное училище. Затем поступил в Гнесинский институт в Москве, закончил класс Арама Хачатуряна.
"В кинематограф он пришёл совсем молодым человеком, ещё будучи студентом института имени Гнесиных. Его нашли случайно Михаил Калик, Эдик Абалов и Эльдар Шенгелая, они искали композитора для курсовой работы", - рассказывает вдова композитора музыковед Вера Таривердиева. На этом курсовом вгиковском фильме "Человек за бортом" и сложился впервые творческий союз Калик - Таривердиев. В фильме снялась Людмила Гурченко, и картина получила премию на конкурсе студенческих работ в Брюсселе. Дипломная работа Калика и Таривердиева "Юность наших отцов" (1959) по "Разгрому" Фадеева подверглась разгрому в печати и едва не стоила обоим карьеры. После следующей их совместной работы "Человек идет за солнцем" (1961), которая сравнима была с французской новой волной, Калик эмигрировал и упоминание его фамилии стало крамолой. Творческий союз воссоединился только спустя двадцать лет в автобиографической ленте Калика "И возвращается ветер".
Слава пришла к Микаэлу Таривердиеву довольно быстро. В 1969 году на экраны вышла картина "Король-олень" с его музыкой, он стал знаменит, а после выхода "Семнадцати мгновений весны" (1973) и "Иронии судьбы" (1975) его стали считать лучшим советским кинокомпозитором.
Рассказывает Вера Таривердиева: "В фильмах Рязанова, даже не музыкальных, всегда есть музыкальный образ. И вот в 1974 году в Пицунде они с Таривердиевым пересеклись в Доме кинематографистов. В столовой Рязанов рассказывал друзьям о своем новом замысле и о том, что в фильме должна звучать вот такая музыка, и напел: "На Тихорецкую состав отправится...". А эта песня написана Таривердиевым еще в 1960-х для спектакля Театра МГУ в режиссуре Ролана Быкова. Потом она перекочевала в оперу "Кто ты?", поставленную Борисом Покровским в Учебном театре ГИТИСа. Её пел в концертах Высоцкий. Там её и услышал Рязанов и теперь сетовал: "Жаль, автора не знаю, я бы ему заказал музыку!" Мимо, как нарочно, проходил Таривердиев: "Эльдар, это же моя песня!" Сначала Рязанов хотел, чтобы музыку писали несколько композиторов: Френкель, Шварц, кто-то ещё... Стихи, которые он включил в картину, сами по себе были бомбой: имена Цветаевой или Пастернака давно оказались под запретом. Он дал Таривердиеву прочитать сценарий, и тот за сутки добавил к "Тихорецкой" ещё шесть песен".
Жанр песни-монолога - фирменный жанр Таривердиева. Именно в монологах родился тот Таривердиев, которого все знают, - говорит Вера Таривердиева. Такие монологи и составляют "кинематограф Таривердиева", внедрявшего в драматическую структуру фильмов свою музыкальную драматургию.
Таривердиев создал саундтреки к 132-м фильмам. Киномузыка принесла ему государственные награды, кинопремии и любовь зрителей. Искусством ХХ века Таривердиев считал кино, он говорил, что если бы Моцарт жил в наше время, то писал бы для кино.
Однако киномузыка - лишь малая часть всего им созданного, Таривердиев был большим всеформатным композитором, автором опер, балетов, симфоний, хоралов, романсов, музыки камерной и органной. Таривердиев обижался, когда его называли кинокомпозитором или композитором-песенником. Он творил на стыке популярного и академического, называя это "третьим направлением", когда лёгкое и изящное в музыке уживается с серьёзным. "Моцарт тоже третье направление, - говорит Вера Таривердиева. - Когда возвышенное может быть лёгким, пронзительным и понятным".
Микаэл Таривердиев прожил всего 64 года и ушёл из жизни 15 лет назад, однако создал так много, что его музыку продолжают слушать, изучать и открывать в огромном оставленном им архиве что-то новое и удивительное.
Ссылка на эту новость: http://www.kinokadr.ru/news/2011/08/15/2738.shtml
По материалам "Российской газеты"