Челябинское управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) заподозрило микрофинансовую организацию «Удобные деньги» в оскорблении чувств верующих.
ФАС завела дело из-за рекламы на карманном календаре. Надпись на нем гласит: «Удобные деньги. Нужны наличные? Звонок по России бесплатный…». Рядом напечатан текст молитвы «Отче наш».
По мнению ФАС, использование в рекламе христианских символов нарушает законодательство о рекламе, поскольку может оскорбить чувства верующих.
В сообщении антимонопольного органа говорится, что такую позицию «разделяют 17 из 19 участников экспертного совета при челябинском УФАС России, а также 270 участников опроса на сайте службы из 660 проголосовавших».
Гендиректор «Удобных денег» Василий Орлов в комментарии «Коммерсанту» заявил, что в рекламе нет ничего оскорбительного. «Среди наших клиентов много православных. Это для них мы выпустили календарик с молитвой, который они могли сами взять в офисах нашей МФО, раздача их в качестве рекламных материалов не проводилась», — сказал Орлов.
Итак, кто же прав? Оскорбляет ли реклама на календаре чувства верующих? Нам представляется, что не оскорбляет. Однако дело в данном случае не в оскорблении чувств верующих, а в том, что само по себе использование религиозных символов запрещено законом. И вовсе не обязательно, чтобы такая реклама оскорбляла чувства верующих. Федеральный закон “О рекламе” (статья 6) запрещает использование в рекламе бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина и – внимание! – запрещает использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия. Иными словами, в законе речь идет о запрете использовать в рекламе, в частности, религиозные символы. В этой связи объяснения г-на Орлова, что в рекламе де нет ничего оскорбительного, не имеют значения. Микрофинансовая организация «Удобные деньги» не имела права использовать в рекламе религиозные символы. Оскорбляются ли при этом чувства верующих значения для запрета не имеет. Кстати говоря, если при использовании в рекламе религиозных символов оскорбляются чувства верующих, то это уже компетенция не ФАС, а правоохранительных органов.
А. Арутюнов, адвокат, председатель Московской коллегии адвокатов «Арутюнов и партнеры», доктор юридических наук, профессор МГПУ (специально для Виперсон. ру)