Пять лет прошло со дня принятия Конституции Республики Татарстан. Этот юбилей достоин особого внимания. С 1990 года в нашей республике были приняты три важнейших документа: Декларация о государственном суверенитете, Конституция и Договор с Российской Федерацией. Все три документа в совокупности составляют не только правовую базу, но и фундамент политической стабильности нашего общества, основу экономических реформ.
У республики, созданной Декретом ВЦИК в 1920 году, была своя Конституция. Но она не отражала интересов народа, а была нужна для укрепления централизованной советской системы. Приняв Декларацию о государственном суверенитете Татарстана 30 августа 1990 года, мы тем самым об"явили о праве народа на самоопределение и провозгласили новую концепцию развития республики в качестве суверенного государства, строящего свои отношения с Россией на началах подлинного равноправия и добровольности. При этом мы выступили не только от имени татар, но и всех жителей республики. Это был радикальный шаг, повлиявший на вcю политическую ситуацию.
Тогда было немало сомневающихся в праве руководства республики говорить от имени многонационального народа Татарстана. Многие требовали проведения референдума по вопросу статуса республики. В марте 1992 года референдум состоялся и дал положительный ответ. Волеиз"явление народа стало важнейшим фактором политической жизни республики, люди впервые свободно определили собственную судьбу, и это позволило принять Конституцию, отвечающую интересам наших граждан.
Одним из завоеваний нашего времени, вошедшим в содержание Конституции РТ, является переход к правовому государству.
Политические традиции прошлого в течение многих столетий опирались на силу и произвол, раболепие и чинопочитание, отчуждение государственной машины от народа. Советский период с его революционным сознанием только укрепил неуважение к закону. Конституции СССР и РСФСР пересматривались каждые 20-30 лет, приспосабливаясь под интересы руководителей страны. Не случайно репрессии людей носили массовый характер и не было механизма защиты прав человека и народов. Время требовало перехода к иной системе ценностей - правовому государству.
Конституция Татарстана принималась с учетом мирового опыта построения демократических государств. В ней провозглашается, что человек является высшей ценностью, а отношения человека с государством основываются на приоритете прав человека. В Конституции Татарстана закреплены такие принципы, как всеобщее избирательное право, свобода слова, защита гражданских прав человека, свобода совести, возможность участия в политических партиях и организациях и т.д. Все это в совокупности и есть демократия, т.е. власть народа, обеспечивающая реальное участие людей в управлении делами общества и государства.
Вместе с тем Конституция РТ провозглашает такой важнейший принцип демократического общества, как разделение властей, при котором выразителем народного суверенитета выступает высший представительный орган. Именно парламент закрепляет силой закона общие интересы и потребности общественного развития, а профессиональный государственный аппарат выполняет решения представительных органов и применяет законы. При этом каждая из властей обладает определенной самостоятельностью и уравновешивается другими властями. Президент как высшее должностное лицо возглавляет систему органов государственного управления и в то же время становится звеном, связующим законодательную и исполнительную власть.
Укрепление демократических основ республики опирается на строгое соблюдение демократических принципов, повышение правовой культуры населения, законность и правопорядок в обществе. Мы с надеждой смотрим на экономические реформы и принятие законов, закрепляющих право граждан владеть землей, жилищем, хозяйством, акциями и т.д. Только собственники могут свободно и самостоятельно принимать государственные решения. Они и составляют реальную базу самоуправления.
Последовательное реформирование политической системы и экономики Татарстана опирается на стабильность, а последняя имеет в качестве своей опоры гражданское общество. Наша уверенность за будущее республики строится на единстве народов и социальных слоев республики. Мы не только закрепили равенство национальных культур, но и приняли программу развития языков народов Татарстана. Конечно, трудно за относительно небольшой срок достичь намеченных целей, тем более что долгие годы татарский и другие языки и культуры испытывали дефицит внимания. Нужны терпение, соответствующие кадры и средства. Главное, что поставлены цели, существует юридическая база и есть ответственные за эту работу государственные органы.
Конституция Татарстана признает собственное гражданство - важнейший атрибут государственности, определяющий права и обязанности людей, их имущественные отношения, исполнение воинских обязанностей, формы государственной защиты и т.д. Республиканское гражданство постепенно начало наполняться содержанием. Это об"ясняется тем, что существуют собственный татарстанский путь экономических реформ, закрепления собственности, программа адресной защиты и приватизации. Все это требует обеспечения приоритетности интересов жителей республики. К примеру, необходимость собственного гражданства стала очевидной при освобождении летчиков из Кандагара и в ряде других нестандартных случаев. Она также диктуется спецификой выборов в республиканские представительные органы и требованиями к работникам государственного управления. Конституция РТ предусматривает наличие двойного гражданства: российского и татарстанского. Этот же принцип зафиксирован в Договоре РТ с РФ и федеральном Законе "О гражданстве РФ".
Важность вопроса гражданства стала очевидной в связи с оформлением новых российских паспортов. При их введении оказался нарушенным ряд конституционных прав человека. Прежде всего, исчезли записи на татарском языке, что довольно существенно при написании татарских имен и фамилий, ведь многих татарских звуков нет в русской орфографии. Государственная символика республик оказалась неучтенной при оформлении паспортов РФ, спорной остается проблема указания в паспорте национальной принадлежности. Иными словами, вопросы российского гражданства, находящиеся в совместном ведении, стали решаться центром в одностороннем порядке, без учета мнений и интересов республик. Поэтому дело не только и не столько в "графе 5", что в основном обсуждают в СМИ. За вопросом о российском паспорте прослеживаются более глубокие процессы - прежде всего негарантированность прав народов, отсутствие механизма защиты нерусских языков и культур. Думаю, что голос Татарстана, направленный на создание истинно демократической федерации, будет услышан и на этот раз.
Правовые коллизии возникают и по другим вопросам российской политической жизни. Россия находится в стадии перехода к подлинным федеративным отношениям, поэтому возникает немало проблем в сфере государственного управления и конституционных отношений. Ряд республик принимали свои конституции раньше Основного Закона России и рассчитывали, что при разработке Конституции РФ будут учтены их законодательные акты. Это естественно для демократической федерации, которая должна строиться снизу на добровольной основе с учетом интересов всех суб"ектов. К сожалению, на Конституционном совещании в 1993 году пожелания республик, в том числе и Татарстана, не были учтены, и возникла проблема соотношения нашей и российской конституций. Коллизия была разрешена подписанием двустороннего Договора.
Договор Татарстана с Россией признал две конституции в качестве правовой базы и благодаря формуле взаимного делегирования полномочий снял проблему соотношения двух суверенитетов. При этом произошло делегирование части полномочий республики федеральным органам, а центр, в свою очередь, поступился частью своих полномочий.
Сегодня немало политиков, требующих приведения Конституции РТ в соответствие с Конституцией РФ. Такая проблема существует, но ее нельзя решать в одностороннем порядке. Было бы логично в условиях демократии речь вести о двустороннем движении друг к другу.
Сегодня более 35 суб"ектов Федерации подписали двусторонние договоры с центром, и это не случайно. В определенной степени это следует считать реакцией на неудовлетворенность Конституцией РФ, которая не может отрегулировать фундаментальные вопросы национально-государственного устройства. Время требует новых подходов к выработке общей стратегии страны - через согласование интересов центра и регионов, через партнерскую политику, без навязывания готовых решений сверху. Подход Татарстана, зафиксированный в нашей Конституции, а затем в Договоре, оказался соответствующим современным политическим реалиями доказал свою жизненность.
Мы должны отдавать себе отчет в том, что Татарстан имеет самый большой об"ем полномочий по сравнению с другими суб"ектами Федерации. Мы считаем нормальным асимметричные отношения в рамках РФ, ибо нельзя все этническое, географическое, экономическое, климатическое многообразие огромной территории загонять в единую формулу. Пусть каждый народ, каждый суб"ект выберет путь, соответствующий его историческим и экономическим особенностям.
Конституция РТ признает республику суб"ектом международного права. Конечно, международная правосуб"ектность Татарстана ограничена рамками своей компетенции и не включает вопросы войны и мира, заключения военных союзов, вступления в ООН и некоторые другие обязательства, которые являются прерогативой Федерации. Тем не менее, республика имеет большие права по выходу на международную арену, и это важно для развития нашей экономики и культуры. При рыночных отношениях, когда у торговли нет государственных границ, развитие экономики во многом определяется умением работать с зарубежными странами. Международная правосуб"ектность выводит нашу республику на широкую мировую арену, и это несомненное завоевание Конституции РТ.
Большой отряд политиков и юристов работал над текстом Основного Закона, его статьи прошли тщательный отбор не только у депутатов, но и у населения республики, которое активно обсуждало первую свободно принятую Конституцию. После пяти лет мы можем смело утверждать, что Конституция Татарстана отвечает самым современным тенденциям в государственном строительстве и является важным фактором политической стабильности в республике. Она вселяет в людей уверенность, дает ясные ответы на ключевые вопросы жизни.
06.11.1997
http://www.tatar.ru/president/more.php?type=pubs&id=321