Эксклюзив
Кочетов Эрнест Георгиевич
06 августа 2015
3226

Мировая проблема: техногенная машина перемалывает население планеты

Даже краткий миг жизни на планете Земля – и то непосильная задача для современного человека. Созданная интеллектом техногенная цивилизационная машина входит в жесточайшее противоречие с предназначением человека, его надеждами и грезами. Эта машина ежеминутно пожирает его силы, глушит творческую энергию, уродует тело и преждевременно сводит в могилы.

Несколько развернем этот тезисный заход.

*     *     *

Техногенный «окрас» глобальной «системной колесницы». Как бы красиво и стройно ни подавались новейшие футурологические модели глобального развития, будь то постэкономика, либо информационное или постсовременное общество, и т.д., реальная ситуация, сложившаяся в мире, требует более трезвого, объективного и взвешенного подхода: «уши Мидаса» трудно скрыть – идет прославление техногенности.

Мир переживает техногенный период истории своего развития: на мировую арену человек вывел техногенную цивилизацию. Окружив себя неисчислимыми техническими и технологическими элементами, преобразующими абсолютно все сферы деятельности, человек все глубже и глубже погружается в «неестественный» мир.

Но к концу XX века пришло осознание, что техногенная цивилизация исчерпала свой ресурс – дала знать себя ее оборотная сторона, изнанка, хотя на ее защите стоит масса апологов. Кризис техногенных моделей бытия не заставил себя ждать.

Всеохватная мания развития постепенно вогнала мир  в процесс техногенного изматывания. На рубеже XXI столетия остро обнажился синдром неутолимой жажды технологических революций, переворотов, обновления как всеобщая мания развития под флером прогресса в ведущих (базовых) машиностроительных отраслях: к изматыванию мирового сообщества милитаризмом добавилось техногенное изматывание. Техногенное изматывание по своим приемам, способам и изощренности не менее опасно, нежели изматывание милитаризацией.

Нам нужно вырваться из объятий техногенного мира. Мировое сообщество вполне созрело для того, чтобы приступить к реальному демонтажу ряда наиболее опасных ареалов и зон техногенного безудержного развития, зон, где сосредоточены гигантские интеллектуальные, финансовые, промышленные, людские ресурсы, назначение которых только одно — переработка (перемалывание) ресурсов как самоцель, постоянное укорачивание циклов жизни товаров, укладов, инфраструктур, жизни человека, безудержная генерация новых приемов труда, высоких технологий и т. д. в угоду беспрерывным инновационным революциям, взрывам и переворотам. На нашей планете уже реально просматриваются подобные очаги перемалывания ресурсов как «черные дыры», а урбанизация все гонит и гонит в эти дыры гигантские толпы людей, которые планомерно поглощаются, волна за волной, в угоду мании развития.

Современная гуманитарная наука, практически вмонтированная в этот процесс, со спокойной совестью его описывает, исследует его грани, динамику, поведение участников этого процесса и т. п., нимало не озаботившись тем, чтобы вырваться из рамок этого процесса, подняться над ним, охватить единым взглядом всю совокупность, систему ареалов омертвления ресурсов и самого человека.

Более того, на службу сохранения этой системы поставлена его апологетика, выдвинута удивительно изощренная концепция (новация) типа «устойчивое развитие» (Рио-де-Жанейро, 1991). Его глубинный смысл и завуалированная изнанка – придать устойчивость функционированию этого всепоглощающего молоха, не допустить ни на секунду сбоя мировых воспроизводственных циклов, ядра которых составляют структуру этих «черных дыр».

Идет прославление техногенности в умах подрастающих поколений, краткий миг интеллектуальной жизни которых преждевременно делает их молодыми стариками. Здесь отнято все — молодые силы, здоровье, свободное время и самое главное — свобода в ее первозданном значении и смысле. Здесь свирепствует апологетический лозунг «Свобода есть осознанная необходимость». В этом одна из ошибок сознания, в этом лозунге оно нашло оправдание ритму и темпу убийственной техногенной колесницы.

Следует упомянуть и то, что на страже этой удручающей картины стоит не только гуманитарная наука, но и милитаризированное сознание.

Мировая повестка дня: демонтаж техногенного парадигмального сознания. Этот процесс затрагивает не только общеобразовательный и научный блоки сознания, но в первостепенную очередь — мировоззренческую сферу. Здесь уже под вопрос ставятся ценности техногенной культуры и «общество знания» в том виде, в котором его пропагандирует техногенная парадигма мирового развития в качестве новейших звеньев (горизонтов) развития и техногенных трендов. Постиндустриализм и информационное общество — ягода, снятая с того же поля – идеологического, как апология динамики в никуда, в ничто.

К основному слабому звену техногенной машины относится человек. Техногенная машина, как самодостаточная, самоорганизующаяся, саморазвивающаяся система вытеснения человека на периферию, вмонтировала его отдельным звеном в техногенный строй, тем самым априори открыла для себя путь к затуханию развития. Дело в том, что каждый день, каждую секунду нужно поддерживать техногенную машину в рабочем состоянии. По мере возрастания масштабов этой машины и темпов ее бесперебойной работы человек уже не в состоянии ее содержать в отмобилизованной форме. И здесь гигантское противоречие: человек зависим от техногенной машины, которую он уже не может не только наращивать, но и воссоздавать (воспроизводить).

Для многих эта ситуация покажется фантастической: эйфория прогресса оставляет надежды на развитие и человека, и техногенной машины. Но беда в том, что в этом симбиозе идет развитие человеко-машины, а не человека, и эта ветвь цивилизационного развития может увести человечество с магистрального на запасной путь развития — техногенный мир как сюжет истории, уткнувшийся в свое начало, как закольцованное развитие, без внешнего вектора!

Итак, техногенная цивилизация всеохватна, опасно динамична и неумолима, она выступает как прямая угроза жизни человека. Четыре фактора:

- мания инновационных революций;

- милитаризация сознания и экономики;

- техногенные катастрофы и реагирование на них;

-несовместимость ячеистого членения мира с сетевым обустройством геоэкономического пространства – предопределяют абсолютный, необратимый процесс изматывания каждого человека и мирового сообщества в целом, формируют ситуацию, выход из которой — демонтаж техногенного мира и выход на новую парадигму цивилизационного развития – Мироздание нового Ренессанса [1].

*     *     *

Человек не стадное животное. Он вполне осознает ситуацию ослепления, когда техногенное ценности, стимулы и мотивации, как те быки- провокаторы на скотобойнях, ведут доверчивое стадо на конвейер смерти, и где только на миг яркой вспышкой озаряется в сознании жертв весь ужас на миг осознанной ситуации.

Но за мировым техногенным ослеплением львиной долей стоит мировое ослепление – геополитическое. «Слепые повели слепых!» (по П. Брейгелю Старшему).

Статья полностью в Приложении

[1] Более подробно эта тема раскрыта в работе автора: Диалог: Диалогистика как наука о судьбах человека и мира в контексте глобальных перемен. Научная монография. - М.: Экономика, 2011. – 733 с.

Кочетов Эрнест Георгиевич – Президент Общественной академии 
наук геоэкономики и глобалистики, доктор экономических наук, академик РАЕН. E-mail:geo_econ_acad@mail.ru; Тел.  8-499-369-73-60;  Моб.: 8-965-344-20-60.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован