15 декабря 2007
1956

Митрополит Агафангел возглавил торжества в связи со 170-летием Одесской епархии

С 9 по13 декабря на одесской земле проходили торжества в связи со 170-летием Одесской митрополии.

Начались они 9 декабря, когда Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский совершил хиротесии во чтецов воспитанников 4-го курса Одесской духовной семинарии в Свято-Успенском храме Свято-Успенского Одесского мужского мужского монастыря. Затем Владыка Агафангел совершил Божественную Литургию.

Торжества были продолжены 11 декабря торжественным акафистом святому апостолу Андрею Первозванному в Свято-Андреевском храме-музее Одесской духовной семинарии.

12 декабря по традиции была отслужена панихида по почившим наставникам и учившимся в ОДС в Свято-Никольском храме Свято-Успенского Одесского мужского монастыря.

В тот же день вечером Высокопреосвященнейший Агафангел возглавил праздничное Всенощное бдение в Спасо-Преображенском Одесском кафедральном соборе. Владыке Агафангелу сослужали Высокопреосвященнейший Иоаникий, митрополит Луганский и Старобельский, Преосвященнейший Алексий, епископ Белгород-Днестровский, викарий Одесской митрополии, Преосвященнейший Евлогий, епископ Кременчугский и Хорольский, а также более пятидесяти священнослужителей Украинской и Русской Православных Церквей.

На следующий день - 13 декабря - по традиции первой была отслужена ранняя Божественная литургия в Свято-Андреевском храме-музее Одесской духовной семинарии.

На позднюю Божественную Литургию в Свято-Успенском храм Свято-Успенского мужского монастыря собралось столько верующих, что они не могли вместиться под церковные своды. Множество людей стояли на улице, чтобы хотя бы услышать песнопения и молитвы праздничного богослужения, которое возглавил Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский. В столь знаменательный день ему сослужали Высокопреосвященнейший Иоаникий, митрополит Луганский и Старобельский, Преосвященнейший Алексий, епископ Белгород-Днестровский, викарий Одесской митрополии, Преосвященнейший Иларий, епископ Северодонецкий и Старобельский, Преосвященнейший Евлогий, епископ Кременчугский и Хорольский.

Во время богослужения митрополит Агафангел совершил диаконскую хиротонию учащегося 4-го курса ОДС Ярослава Громова.

Во время причащения архиереев и священнослужителей настоятель одного из старейших храмов Одессы - Свято-Троицкого собора - протоиерей Виктор Петлюченко зачитал с амвона "Послание Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского, Постоянного члена Священного Синода Украинской Православной Церкви, боголюбивым пастырям, монашествующим и всем верным чадам церковным Одесской Митрополии в связи со 170-летием основания Одесской епархии". В нем, в частности, говорилось "Сегодня, поистине, ликует вся Одесская земля и, воспевая всех Благих Подателя Бога, вознося Ему, нашему Творцу и Искупителю, благодарственные молитвы, совершает празднование славного исторического юбилея - 170-летия со дня основания Одесской епархии.

Эти годы были временем обильного излияния милостей Божиих. Господь, просвещающий всякого человека, благоволил здесь, на берегах древнего Эвксинского понта - Черного моря, возжечь новый благодатный светильник, озаряющий всех ищущих Христа Спасителя светом веры и благочестия.

Этот свет стал отблеском тех немеркнущих лучей небесной славы, озарявших крест, воздвигнутый рукой святого Апостола Андрея Первозванного, который, согласно древнему церковному преданию, своей апостольской проповедью озарил все Северное Причерноморье и стал первым просветителем Святой Руси. Его миссионерские труды и подвиги принесли великие плоды, о которых свидетельствует священномученик Климент Римский, сосланный в 94 году в Причерноморье и обретший здесь значительную христианскую общину, насчитывающую более двух тысяч верующих. Их вера, пламень их сердец в течение многих столетий освещали нашу землю и стали тем краеугольным камнем, на котором воздвиг Господь славный град Одессу, воссиявший на месте агарянского Хаджибея как знамение всесильной победы Креста Господня над силами адской тьмы, как значимый центр Православия в Северном Причерноморье.

Его основание связано с именем митрополита Гавриила (Бонулеско-Бодони), который в 1794 году своими святительскими молитвами благословил новый город и освятил первые одесские храмы.

В 1837 Господь судил Одессе стать епархиальным центром новообразованной Херсонской и Таврической епархии, и это событие, свершившееся Всеблагим Промыслом Божиим, поставило наш город на высокой свещнице церковной, свет которой озаряет славную историю Одесского края. Этот свет, сияющий сквозь года и десятилетия, освещает светлую память великих и богомудрых святителей, совершавших свой апостольский подвиг на Одесской кафедре, твердых и непоколебимых исповедников Православия, своими страданиями запечатлевших веру во Христа, дивных подвижников благочестия, оросивших нашу землю своими молитвами, которых мы с благоговением и благодарностью вспоминаем в дни празднования великого исторического юбилея. Среди славных имен, украсивших историю Одесской епархии немеркнущим светом, блистают имена архиепископа Гавриила (Розанова), ставшего первым правящим архипастырем новообразованной епархии, архиепископов Никанора (Бровковича), Димитрия (Муретова), Димитрия (Ковальницкого) и других иерархов, последовательно занимавших Одесскую кафедру. Особой славой среди плеяды выдающихся Одесских архипастырей сияет имя дивного иерарха, выдающегося церковного ученого, основателя церковной прессы, удивительного проповедника, мудрого администратора и подлинного патриота, святителя Иннокентия (Борисова). Именно его молитвами Одесса была спасена от уничтожения вражескими огнедышащими орудиями, его трудами и усердием было совершено прославление чудотворной Касперовской иконы Пресвятой Богородицы, и с этого времени Одесса стала прекрасным киотом для чудного образа Небесной Игумении нашей земли, который явился святыней всего южного края нашей Родины.

Созидаемая трудами выдающихся архипастырей, Одесская кафедра явила и в годы огненных испытаний, обрушившихся на Церковь в начале неспокойного XX века, плеяду твердых исповедников Православия, чьи имена сияют небесным светом во мгле безбожия и отступничества. Это священномученики митрополит Анатолий, архиепископы Онуфрий и Прокопий, епископы Гермоген, Антоний, Парфений, Дионисий и Никодим, пресвитеры Павел и Анатолий, преподобномученики архимандрит Геннадий и иеромонах Владимир, мученики Леонид и Иоанн, своим страданием запечатлевшие веру во Христа и сумевшие противопоставить всеобщей лжи, предательству и богоотступничеству твердую веру, искренность и верность. Они служат нам похвалою. Через них мы приносим жертву благодарности Господу. Среди великого испытания скорбями мы преизобилуем радостью (2 Кор. 8, 2) и восклицаем вместе с Иоанном Златоустом: "Благословен Бог! И в наш век произросли мученики, и мы удостоились видеть людей, закалаемых за Христа, людей, проливающих святую кровь, которая орошает всю Церковь. Мы удостоились видеть людей, ратующих за благочестие, побеждающих, увенчаемых... и мы имеем теперь у себя этих венценосцев" (Беседа 3-я на первую книгу Паралипоменон). Нам суждено было быть свидетелями их чудных дел, любви, служения, веры и терпения (Апок. 2, 18), и на нас лежит священный долг возвестить о них миру, проповедовать на кровлях о том, что мы видели своими очами, что осязали наши руки (1 Ин. 1,1).

В их подвигах Сам Господь являет Свою благодатную силу. Смертью мучеников разверзаются небеса и живущие на земле по молитвам святых воспринимают пример их жизни и их благодатную помощь в стоянии за истину. Сонм мучеников - это свидетельство истинности нашей веры и святости Церкви.

Их молитвами и небесным заступничеством Одесская земля восстала из пепла злолетия, и трудами выдающихся архипастырей, их преемников укреплено было Православие на нашей земле. Несмотря на всевозможные трудности и препятствия, возводимые врагом человеческого спасения, Одесская епархия и в тяжелые времена государственного атеизма, соединяемого с молчаливым гонением на Церковь, продолжала оставаться для всех ищущих спасения светоносным маяком, сияющим светом Божественной благодати. Этот нетленный тихий свет благости Божией, преодолевший мрак адской злобы, сподобил нас, верных чад церковных, стать сонаследниками подвигов и трудов наших славных предшественников. И в нынешний период исторического бытия, период сложный и одновременно благодатный, Господь сподобил всех нас стать Своими сотворцами и соработниками, созидающими на недвижимом основании, которое заложили великие подвижники Одесской земли, величие и славу нашей Святой Церкви.

Это величие мы усматриваем в сотнях храмов, восстающих из руин и осеняющих нашу землю златокованными крестами, в новооткрывшихся монастырях, где лампада монашеского жития затепливается рукой боголюбивого инока, в возвращении в лоно Матери-Церкви сотен тысяч людей, некогда отторгнутых ненавистью греха и коварством, в возрождении богословской науки, совершающемся в стенах духовной семинарии, в прославлении Собора Одесских святых, ныне предстоящих у Престола Благости Божией. Это величие осеняет нашу землю и наш град все тем же светом, светом веры, надежды и любви, светом благодати Божией, сохраняющей всех верных чад Церкви от бед, искушений и соблазнов и являющейся залогом того, что и на будущее время Господь укрепит всех нас в незыблемом стоянии в Истине, в верности Святым Канонам и единству Святой Церкви, вопреки всем немощным дерзостям врага нашего спасения и его беснующихся служителей, тщащихся разорвать вековые моральные основы нашего общества и ввергнуть нас в горнило братоубийственных войн.

Возлюбленные о Господе всечестные пастыри, честные иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю Вас с замечательным юбилеем - 170-летием основания Одесской епархии.

Празднование юбилея явило миру свидетельство того, что эта земля была, есть и будет твердыней Православия, что ее служение истине, жертвенное и благодатное, воистину угодно Богу, полезно Церкви и спасительно для всего православного мира.

Наша задача консолидировать общество на решение благих целей: всемерно способствовать возрождению, восстановлению и реализации истинных ценностей нашего народа, исторической преемственности и лучших традиций, терпимости, доброты и взаимоуважения. И самые приоритетные из них - повышение нравственности и духовности. Верю, что эти добрые намерения принесут добрый плод во время благопотребно и будут способствовать поддержанию атмосферы мира, согласия, братолюбия, которыми всегда славилась благодатная Одесская земля. Нынешнее поколение должно быть достойными гражданами "Небесного Града" и земного Отечества.

Пусть в нынешний праздничный день и на будущее время Господь обильно ниспошлет всем нам Свои великие и богатые милости, сохраняя в мире и единомыслии и ведя нас к вечному спасению. Пусть благодать Божия, Покров и Предстательство Царицы Небесной всегда пребывают с верными чадами Святой Церкви".

По окончании Божественной литургии был отслужен праздничный молебен.

Затем торжества были продолжены в актовом зале Одесской духовной семинарии, где высоких гостей - Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского, Высокопреосвященнейшего Иоаникия, митрополита Луганского и Старобельского, Преосвященнейшего Алексия, епископа Белгород-Днестровского, викария Одесской митрополии, Преосвященнейшего Илария, епископа Северодонецкого и Старобельского, Преосвященнейшего Евлогия, епископа Кременчугского и Хорольского - сердечно приветствовал и.о. ректора ОДС кандидат богословия архимандрит Серафим (Раковский). После нескольких докладов преподавателей Одесской духовной школы к собравшимся с архипастырским словом обратился Владыка Агафангел. Его Высокопреосвященство отметил особую духовную атмосферу нынешнего праздника: "В молитвенном единении, овеянные благодатию Духа Святого, торжественно совершаем мы ныне праздник Одесской Духовной Семинарии, находящейся под небесным покровительством святого апостола Андрея Первозванного.

Святая Церковь именует апостола Андрея Первозванным, и это его наименование усвояется ему в связи с его особым, замечательным и знаменательным для нас призванием к апостольству, о котором повествует святой апостол и евангелист Иоанн.

Сын Ионы, рыбака с озера Галилейского, он вместе с братом Петром был учеником Иоанна Крестителя. Когда Иоанн Креститель стоял на берегу Иордана с двумя своими учениками и увидел грядущего Христа, он, устремив свой проницательный и благоговейный вздор на Него, воскликнул: "Вот Агнец Божий, вземлющий грех мира" (Ин. 1, 35).

Слова Предтечи не остались без внимания, и двое его учеников, один из них был Андрей, пошли за Христом. Господь, услышав их шаги, оглянулся и ласково сказал: "Что вам надобно?". Вопрос этот по глубине своей означал гораздо больше, чем ученики тогда могли вместить.

Они еще не знали Христа, еще не слышали "слов благодати, исходящих из уст Его" (Лк. 4, 22), но пошли за Ним по непонятному для них самих влечению сердца.

Приблизившись ко Христу, они невольно почувствовали глубокое уважение к Нему, назвав Его почетным титулом: "Учитель, Равви, где живешь?". "Пойдите и увидите", - сказал им Господь. Они пошли и пробыли у Него остаток дня. И хотя Евангелие не сообщает, в чем состояла беседа их со Христом, но, как видно из дальнейшего, они познали и почувствовали, что ожидание, длившееся столько веков, теперь исполнилось, что они находились в присутствии Того, Который есть чаяние языков, что наступило Царство Небесное. Сердце Андрея озарилось Божественным светом, и под влиянием этого озарения он признал в Назаретском Плотнике Христа-Мессию. Найдя своего брата Симона, он с большой радостью сказал: "Мы нашли Мессию, что значит: Христос" (Ин. 1, 41).

И за то, что он первый за Господом пошел, первый после Иоанна Крестителя, Христом-Мессией исповедал, получил название Первозванного.

После окончательного призвания у озера Галилейского, он уже навсегда пошел за Господом, был свидетелем Его преславных чудес, слышал Его Божественные глаголы, видел Его Воскресшего, вознесшегося на небо и вошедшего в славу Свою.

Сподобившись благодати Святого Духа в день Пятидесятницы, стал, по слову Божественного Учителя, ловцом человеков. Теперь он ясно узнал, для чего он призван, теперь вполне понял глубокое и знаменательное значение вопроса Христа, обращенного к нему: "Чего ищете?". Он ответил теперь на этот вопрос Христа всем своим апостольским подвигом. Он прошел многие страны с проповедью Евангелия. Посетил страны Причерноморья и учил слову жизни во Фракии, Скифии, что "начинается от гор Балканских, углубился в край Новороссии, Кавказа, вернулся к великому граду Севасту (Севастополь), наконец, Днепром поднялся до гор Киевских. Благословляя их, водрузил крест и сказал: "На сих горах воссияет благодать Божия, и будет град велик и церкви многие", откуда свет Христов через века воссиял на Руси". О чем говорит древнее предание, записанное преподобным Нестором Летописцем, бережно охраняемое нашей церковной традицией.

Слова Христа Спасителя всегда непреложны, вечны и чисты. И вопрос Спасителя: "Что вам надобно?", обращенный к Андрею и Иоанну, имеет знаменательное значение для тех, кто избрал путь служения Богу. Этот, испытующий совесть, вопрос полезен, необходим не только тем, кого избирает благодать Божия на особый подвиг или на особое служение Церкви, но и для всех нас - наставников ваших и для вас, воспитанников нашего вертограда духовного просвещения. Нам необходим, чтобы возгревать дар Божий, полученный нами, вам, - чтобы испытать себя, зачем вы сюда пришли.

Желание послужить Церкви требует не только самоиспытания. Для этого необходимо и особое приготовление и усовершенствование. Христос Спаситель, призвав учеников, в течение трех лет подготавливал их и словом, и примером своим. Он переносил все их несовершенства, чтобы сделать их ловцами человеков.

Призвав Андрея и Иоанна, Господь сказал: "Пойдите и увидите". "Приди и виждь", - сказал Филипп, скоро пришедший ко Христу, сомневающемуся и колеблющемуся Нафанаилу. Пусть эти слова стучат в дверь ваших сердец. Они призывают вас, дорогие воспитанники, находящиеся в нашем духовном вертограде, "познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная" (Рим. 12, 2), учиться здесь "по уму быть совершеннолетним" (там же), "обновляться духом ума вашего" (Еф. 4, 23), любить Бога не только сердцем, но и умом (Мк. 12, 33), учиться усердно и бескорыстно служить своему народу. Призвание - это дар Божий, ибо никто не может придти ко Христу, если не Отец Небесный привлечет его (Ин. 6, 44). Приготовление к пастырскому служению - это тяжелый труд человечества. Сущность пастырства заключается в продолжении жертвенного служения Господа нашего Иисуса Христа (Ин. 10, 4-16). О продолжателях своего служения, апостолах и их преемниках, Спаситель сказал: "Как послал Меня Отец, так и Я посылаю Вас" (Ин. 20, 21). По выражению апостола Павла, пастыри - соработники, служители Христовы, домостроители Таин Божиих, посланники Божьи (1 Кор. 3, 9-10; 4, 1-29; 2 Кор. 5, 20).

Приготовление к пастырскому служению происходит через духовно-нравственное возрастание и приобретение знаний, оно имеет своей целью утвердить будущего служителя Церкви в истинах веры, благочестия и страхе Божием, поэтому духовное образование обязательно для каждого священнослужителя. Духовное образование есть целенаправленный процесс обучения и воспитания, имеющий своею целью подготовку пастырей, а также богословов и церковных специалистов для осуществления миссии Церкви в современном мире. Подготовка кандидатов в священный сан предполагает восприятие ими при хиротонии особых Даров Святого Духа.

Мир вступил в новое тысячелетие и от всех нас во многом зависит, каким будет грядущий век. Трудно переоценить то высокое значение и ответственность, которые имеют духовные школы в жизни и строительстве Церкви в современном мире. В переживаемый нами период восстановления полнокровной жизни и деятельности нашей Церкви в обществе, духовное образование является одним из самых важных определяющих направлений. Священнослужитель в современном мире призван к тому, чтобы нести проповедь Слова Божия людям с различным образовательным уровнем и социальным статусом. Сегодня пастырь должен осуществлять свою миссию не только среди прихожан, но и в образовательных учреждениях, воинских соединениях, больницах, тюрьмах. Он должен уметь организовать социальное и образовательное служение на приходе. Воспитание грамотных, ревностных с высокой духовной ответственностью пастырей есть основа Церкви, доверия к ней внешнего мира, непоколебимости и благочестия церковного народа и утверждения Православия на нашей земле.

Современность требует от пастыря Церкви глубокой образованности, чуткости сердца, терпимости и отзывчивости. Чтобы правильно организовать жизнь прихода, священнику необходимо обладать не только знаниями богословских дисциплин, но и иметь живой опыт молитвы, любящее сердце и жертвенную готовность принять на себя ответственность за врученную Богом паству.

Излишне говорить о том, как Церковь нуждается сегодня в притоке молодежи, свежих сил - в тех молодых людях, которые ныне являются студентами духовных школ и в недалеком будущем должны будут взять на себя бремя пастырства, монашеской жизни, а также продолжить традиции отечественного богословия. Однако не лишним будет напомнить, какую ответственность берет на себя всякий, встающий на путь служения Церкви.

Если в прежние времена жизнь священника проходила на виду только у его паствы, то теперь, вследствие повсеместного распространения средств массовой информации, любой священнослужитель может оказаться в центре внимания не только церковного, но и светского общества. В связи с этим многократно возрастает ответственность каждого члена церковного клира, а также тех, кто готовится к принятию священного сана.

Для того, чтобы подготовить пастыря к выполнению сложных и многообразных обязанностей, налагаемых на него требованиями современной жизни, необходима прежде всего помощь Божия, усвоение пастырем православного вероучения, основ духовной жизни, христианских норм нравственности, а также через привитие любви к православному богослужению.

Помните, что начало и залог нашего успеха - это старание сообразовать себя со Христом во всем: в чувствах, мыслях, желаниях, в познании, в стремлениях, в словах, в делах.

Великое Божие и доброе человеческое пусть гармонически соединятся в этом святом деле, чтобы для славы Божией и для блага людей был принесен добрый плод.

Празднование памяти святого апостола Андрея Первозванного совершается ныне в год 170-летия образования Одесской епархии. Это усугубляет наше торжество. Мы по-особенному в эти светлые дни ощущаем на себе Андреевскую благословляющую десницу. Его апостольские труды преемственно продолжают сонмы святых: святителей, новомучеников и исповедников, благодатию Божией просиявших на Одесской земле.

Верим, их молитвами в наше судьбоносное время Господь воздвигнет новых апостолов, способных примером своей благодатной жизни достойно продолжить подвиг жертвенного служения Господа нашего Иисуса Христа.

Да поможет нам в этом Пречистая Богородица, под сенью Которой мы живем и трудимся, и Небесный Покровитель нашей духовной школы, святой апостол Андрей Первозванный".

Торжества закончились праздничным концертом хора учащихся Одесской духовной семинарии и воспитанниц регентского отделения при ОДС.

http://www.pravoslav.odessa.net/news/2007/151207.html


15.12.2007
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован