29 мая 2009
8114

Многосерийный фильм `Братья Карамазовы` - на Первом канале

Опыт и рейтинги показывают: экранизации классики - то, о чем спорят больше всего."В круге первом" по Солженицыну, "Идиот" по Достоевскому, "Тарас Бульба" по Гоголю, "Мастер и Маргарита" по Булгакову....О сериале "Братья Карамазовы", съемочный период которого режиссер Юрий Мороз и его киногруппа завершили еще в 2007 году, разговоры велись еще задолго до его появления на телеэкране. И вот названа дата - с 27 мая, в прайм-тайм, после программы "Время", на первой кнопке фильм в эфире.Обозреватель "РГ" поговорила с режиссером картины Юрием Морозом.Две версииРоссийская газета: Юрий, в последнее время модна тенденция пересказывать классику в "легком жанре". Одно время даже в комиксах. Сейчас в интернет-дневниках - двумя-тремя предложениями передается классический сюжет. В связи с этим у меня вопрос: для такого произведения, как "Братья Карамазовы", восемь серий - это много или мало?Юрий Мороз: На самом деле существуют две версии фильма: восьмисерийная, которая будет показана на Первом канале, и 12-серийная, которая выйдет на DVD. Возможно, и дальнейшие телепоказы будут в широком варианте. Конечно, 12-серийная версия полнее, потому что в восьмисерийной нет отдельных сцен и всего, что связано с семейством Снегиревых. Эта часть сокращена.РГ: А в 12 серий все это объемное произведение и его философию удалось уместить?Мороз: Конечно, весь роман и в 12 серий уместить невозможно. Что же касается философии... Режиссер должен рассказать историю. Я задаю себе вопрос - а для чего по драматургии нужна, например, легенда о Великом инквизиторе?.. Легенда, которой посвящены тома исследований... Для чего она нужна в контексте взаимоотношений Алеша - Иван? И выясняется, что она нужна для того, чтобы Алеша, выйдя из трактира, на вопрос Ивана: "Что же теперь, отречешься от меня?", не отвечая, поцеловал Ивана, точно так же, как Иисус молча целует Великого инквизитора. Только для этого. И только это важно для рассказываемой истории. Основная же содержательная часть легенды - это провидческие мысли гения, не имеющие прямого отношения к сюжету. И если снять легенду целиком, то она ляжет отдельным огромным пластом, сама по себе ни к чему не привязанная. Поэтому я беру только то, что мне необходимо. Сокращения были неизбежны. Известно, что Федор Михайлович зарабатывал литературным трудом. Платили ему за страницу текста... Обратите внимание, как он строит повествование: вначале пишет, что в данной главе произойдет. Дальше все очень длинно и подробно расписывает и в конце еще раз повторяет. Ну, чем не сериальное построение? Вот эти длинноты и повторы я убирал, сохраняя основную мысль, связку-сцепку с последующими сценами. И произведение от этого никак не страдает.РГ: Известно уже несколько солидных экранизаций "Братьев Карамазовых". Если ваш фильм будут сравнивать, например, с трехсерийным фильмом Ивана Пырьева? Или с картиной, где играл Юл Бриннер?Мороз: Любое сравнение хромает. Даже если сейчас снять еще одну картину по этой книге, она уже будет другой и о другом. Потому что постоянно меняется временной контекст. Когда появляется экранизация, современный зритель выискивает то, что сейчас современно и актуально.Русское страдание и русский бунтРГ: И чем именно сегодня, на ваш взгляд, актуальны "Братья Карамазовы"?Мороз: Поиском ответа на вопрос: действительно ли все позволено, если Бога нет?РГ:  В своей прошлой картине-сериале "Апостол" вы сделали ставку на известных актеров, таких, как Евгений Миронов и Николай Фоменко. Их игра временами затмевала все остальное. В этой картине актеры, играющие братьев Карамазовых, молоды и малоизвестны. Почему? Ведь работа у них очень серьезная.Мороз:  Прежде всего "Апостол" - не совсем моя картина. В ней я только завершал начатое другими. Здесь - мой выбор. Конечно, мне было бы спокойнее, если бы братьев играли маститые, опытные артисты. Но для меня было очень важно, чтобы актеры соответствовали возрасту своих героев - тому, который есть в романе. И тогда я понимаю, например, суть конфликта между Митей и Федором Палычем. Когда первому нет еще и 30, а второму - 50. И они столкнулись из-за одной женщины - Грушеньки. Два мужика сцепились насмерть... А если артисту Мите уже под сорок, то я и Федора Палыча должен был брать шестидесятилетнего...РГ:  Да, это уже другие чувства...Мороз: Тут уж не чувства, а простая физиология... И тогда я не понимаю - из-за чего Митя так переживает? Почему боится, что Грушенька к папаше придет? Точно так же метания Алеши, его переживания - они свойственны 20-летним. А если бы я взял 30-летнего? Мог бы ему старец Зосима сказать: иди в мир, поживи, пострадай, ощути полноту жизни. И только потом возвращайся в монастырь... Никогда не поздно обратиться к духовным ценностям, но Достоевский написал молодого человека. А любовь Алеши к Лизе? Это любовь молодого человека, и 30-летний актер выглядел бы в этих сценах, мягко говоря, странно.РГ: Скажите, пожалуйста, а 20-летний человек времен Достоевского и нынешние 20-летние - они друг друга поймут?Мороз: Не поймут. Потому что тогда уже в 30 лет могли быть генералами. Другая ответственность, все другое. Вера другая. Более того, и многие зрители не поймут особенностей духовного переживания героев. Например, Митя в тюрьме говорит Алеше, когда они обсуждают Митин побег в Америку, мол, как же я могу бежать, когда была возможность пойти на крест, помучиться, а я вдруг взял и убежал. "Одному тебе говорю, только ТЫ это можешь понять". То есть - существуют какие-то вещи в романе, которые людям неверующим будут непонятны. Еще пример - перерождение Мити. Когда он из отчаянного гуляки, "сапога" - есть такое понятие "сапог" - "солдафон" - превращается в человека, который хочет пойти "пострадать за дитя". Какая амплитуда! Что с человеком должно произойти! Будет ли это понятно? Кому это интересно? Вопрос остается открытым...РГ: А как вы актерам это объясняли? Нынешним 20-летним?Мороз: Никак не объяснял! Я их просил играть. И не задумываться. Это есть и в структуре у Достоевского. Так он строит диалог. Например, когда Катерина Ивановна показывает Ивану счет из трактира, на котором Митя написал, что пойдет и убьет отца, она говорит: "Он убил! Митя убил". А в следующей сцене с Алешей вдруг тому же Ивану: "Нет, это не он убил. Это ты мне сказал, что он убил. А я поверила". И все это в одной сцене. Мне актриса задает вопрос: "А как это играть?" Я отвечаю, что не надо разбираться. Артисту нужно просто сыграть, а я уже сделаю все остальное.РГ: Наполните смыслом?Мороз: Главное, чтобы артист наполнил свою роль содержанием. Я уж не знаю, о чем Тихонов думал, играя Штирлица. Но верю, что именно то, о чем за кадром рассказывал Ефим Копелян.Экранизации "Братьев Карамазовых"
  • "Братья Карамазовы", 1915, Россия, Виктор Турянский.
  • "Братья Карамазовы", 1958, США, Ричард Брукс.
  • "Братья Карамазовы",1969, СССР, Иван Пырьев, Михаил Ульянов, Кирилл Лавров.
  • "Мальчики", 1990, СССР, Ренита Григорьева - фильм по одноименной десятой главе романа.
  • "Карамазовы", 2008, Чехия, Петр Зеленка.
музыка
Юрий Башмет, художественный руководитель и главный дирижер симфонического оркестра "Новая Россия":- Музыку, которую мы записывали с оркестром "Новая Россия", сочинил специально для "Братьев Карамазовых" композитор Энри Лолашвили (автор музыки к таким кинохитам, как "О любви", "Статский советник", "Ликвидация"). Энри - мой хороший и давний друг, он много раз писал и даже посвящал мне произведения. То, что он написал для сериала "Братья Карамазовы", мне понравилось.Обзоры, отчеты, анонсы лучших культурных событий  - в "Афише РГ"
Сусанна Альперина Опубликовано в РГ (Неделя) N4920 от 28 мая 2009 г.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован