12 марта 2007
1803

Мода на Россию

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ внешнеполитический образ России - сегодня одна из ключевых задач государственной власти. Для ее успешного решения, по мнению первого заместителя председателя Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Ахмеда Билалова , нужен единый центр, координирующий имиджмейкерскую работу. С депутатом встретился корреспондент "Российской газеты".

Российская газета " Ахмед Гаджиевич, так ли уж необходимо сегодня заниматься имиджем России, когда, по мнению вашего коллеги из Думы Дмитрия Рогозина, "в стране низкие зарплаты и тяжелая обстановка на Кавказе"?

Ахмед Билалов " Не хотелось бы комментировать популистские высказывания. Скажу лишь, что заниматься положительным внешнеполитическим образом страны нужно было не сегодня, а вчера. Ведь что такое имидж? Это торговая марка страны. Если он положительный, да еще и со знаком качества, то это дополнительный козырь при решении любых вопросов - внешней и внутренней политики, миграции, занятости населения, развития торговли и экономики, инвестиций. Иначе говоря, с такой страной хотят "дружить", хотят изучать ее язык, ее граждане - желанные гости в любом (или почти любом) уголке мира. Стало быть, создание имиджа способно помочь и в решении таких проблем, как повышение уровня жизни россиян (и их зарплат), а также в нормализации обстановки на Кавказе.

РГ " И с чего надо начинать эту работу?

Билалов " Прежде всего со стран Содружества. Не стоит забывать, что в так называемом "ближнем зарубежье" миллионы тех, кто по крайней мере говорит по-русски. При этом крайне важно начать строить работу и на местные национальные элиты. Россия для них должна стать интересной, понятной и привлекательной, а не ассоциироваться только с деятельностью по поддержке русскоговорящего населения. Нам необходимо создать "моду на Россию".

Аналогичную задачу, кстати, в свое время блестяще решили китайцы и японцы. И это дало неплохой экономический результат. В ЕС мода на Китайи Японию сказаласьне только на активизации бизнеса и повышении покупательского спроса на товары из этих стран, но и на рейтингах японских и китайских фильмов и даже на популяризации курсов иероглифики. Но ограничиваться пространством СНГне стоит. Работу надо вести и в ведущих странах Запада. Это и необходимо, и возможно. Сегодня, например, отношение к России на Западе хорошее, тогда как имидж в целом отрицательный.

РГ " Чем это объяснить?

Билалов " Тем, что, как я уже говорил, имидж - это своего рода торговая марка, а отношение сродни душевному порыву. Допустим, вам не нравится такая страна, как Германия, но вы доверяете такой марке, как "Мерседес", потому что их машины не одно десятилетие являются символом надежности, комфорта и роскоши. С имиджем России все с точностью до наоборот: иностранцы с симпатией относятся к России и россиянам, но как только речь заходит, например, о ведении бизнеса, возникает масса "но".

РГ " Как изменить имидж страны?

Билалов " Три слагаемых успеха - единый центр, достаточное финансирование и квалифицированные специалисты. Сегодня в России имиджем страны занимаются несколько организаций: пиаром - РИА "Новости" и "Иновещание", инвестиционной привлекательностью - минэконоразвития, пропагандой культуры - минкультуры, отдельные вопросы находятся в компетенции МИДа, проблему роста интереса к России как к объекту туризма призвано решать соответствующее агентство.

Добавьте сюда, что еще самостоятельно с подобного рода программами и проектами выходят и регионы. А у семи нянек, как известно, дитя без глазу. Ведь дело не только в том, что каждой из структур не хватает средств для реализации долгосрочной программы, но и в том, что каждая из "нянек" больше заботится о том, чтобы произвести выгодное впечатление на "родителя", чем о здоровье "дитяти".

Иными словами, некоторые из проводимых мероприятий делаются для "галочки".Я недавно присутствовал на проходившем в Лос-Анджелесе фестивале российской культуры "Русские вечера". Организовал его Стас Намин. Он хороший певец, но здесь нужны другие специалисты. Фестиваль явил собой депрессивный фильм Киры Муратовой, понятный лишь эмигрантам, и выставку художников неясного авангардистского направления. В результате образ России сложился какой-то тяжелый и убогий. Я понимаю, что искусство- вещь спорная, но не думаю, что образ страны должен вызывать лишь споры. Особо странно, что проходило все мероприятие под эгидой Федерального агентства по культуре и кинематографии. Допускаю, что туда пошли и бюджетные средства.

Между тем пиар не терпит какофонии, все "песни о главном" должны быть исполнены слаженным хором. К тому же, если все средства не размазывать по тусовочным вечерам, а сосредоточить в одних руках, то эффект от их использования будет куда выше. И при этом надо помнить, что главная задача - это не потратить деньги. Затраты на рекламу должны увеличивать доходность бизнеса. Тоже самое и с образом страны. Затраты на имидж в конечном итоге должны приносить ощутимую отдачу, в том числе и экономическую.

РГ " И кто бы, по-вашему, лучше всего справился бы с ролью "дирижера"?

Билалов " В России недавно прошла административная реформа, смысл которой - в разделении функций разного рода ведомств. Отныне стратегическим планированием занимаются министерства, а оказанием услуг - агентства. Если следовать этой логике, то в России может быть создано федеральное агентство, задачей которого стало бы создание положительного имиджа России за рубежом.

РГ " А сколько стоит имидж страны?

Билалов " Дорого. США, например, тратят на его создание и поддержание миллиард-полтора долларов в год. Саудовская Аравия и того больше - 6 миллиардов. Еще в конце прошлого года специалисты МИД России подсчитали, что России необходимо 30 миллиардов долларов на 20 лет. Этого, по их мнению, достаточно, чтобы все три составляющих имиджа - экономическая, политико-социальная и культурная - были разрекламированы на должном уровне. На самом деле можно обойтись и меньшими суммами при условии отсутствия противоречий в действиях властей. Например, в СССР на внешнеполитическую пропаганду тратили примерно 200 миллионов долларов в год.


Российская Газета. Москва.

26 Апреля 2005 г.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован