08 июля 2003
3068

Модернизация старых самолетов позволит еще долго обходиться без новых

Легенды о небывалой крепости советских пассажирских самолетов не лишены оснований. Базой для разработок туполевской школы самолетостроения послужили бомбардировщики, а планер пассажирского самолета трудится в куда более комфортных условиях. Поэтому все чаще звучат разговоры о возможном продлении календарного срока службы Ту-134 до 40 лет. А самолет Ту-154М - главная рабочая лошадка российских авиакомпаний - выглядит на этом фоне и вовсе юнцом: его производство началось в 1985 г.

Главная беда - двигатели. Все более жесткие мировые требования по шуму и выбросу вредных газов плюс низкая экономичность препятствуют полноценной эксплуатации этих самолетов. С Ту-134 ситуация в этом смысле достаточно безнадежна. Его двигатель Д-30 является близким родственником Д-30Ф (с форсажной камерой), который устанавливается на высотном истребителе-перехватчике МиГ-31. Реактивная струя у Д-30 вылетает из сопла со сверхзвуковой скоростью и шумит так, что Ту-134 получил ласковое прозвище "свисток".

Другое дело - двигатели семейства Д-30КУ. Как шутят специалисты, у этого семейства общее с Д-30 - только название. В частности, сопло у них уже дозвуковое, поэтому шумят они гораздо меньше - хотя и все равно сильно по нынешним меркам. У Д-30КУ и Д-30КП совсем немного различий, и ставятся они, соответственно, на Ил-62М и грузовой Ил-76. А Д-30КУ-154 ставится, как можно догадаться, на Ту-154М и имеет по сравнению с Д-30КУ несколько сниженную мощность (и увеличенный ресурс). За счет этого, кстати, удается привести Ту-154М в соответствие с современными требованиями (Глава III приложения 16 конвенции ICAO) относительно малой кровью - установкой звукопоглощающих конструкций стоимостью порядка $150 000. Правда, проходит он по самому краю - для требований главы IV требуется гораздо более существенная доработка.

Еще два года назад гендиректор производителя этих двигателей НПО "Сатурн" Юрий Ласточкин отнесся к идее модернизации Д-30КУ довольно прохладно - на вопрос "Фокуса" он ответил, что это двигатель уже прошлого поколения и вкладывать средства в его доработку особого смысла нет. С другой стороны, двигатели этого семейства - самые массовые в России. По данным НПО "Сатурн", на сегодня около 4500 двигателей этого семейства установлены примерно на 1100 самолетах. Разумеется, летают далеко не все. Например, самолетов Ту-154М эксплуатируется около 450. Но и это весьма серьезный потенциальный рынок для модернизации.

Столь длительное предисловие требуется для того, чтобы в полной мере оценить масштабы новости, появившейся на прошлой неделе. Заместитель гендиректора НПО "Сатурн" Василий Данилов сообщил о том, что в августе на авиационно-космическом салоне МАКС-2003 компания представит предложения по модернизации двигателя Д-30КУ/КП/КУ-154. Благодаря модернизации вентилятора и ряду других доработок двигатель будет удовлетворять требованиям главы IV, а его тяга повысится до 13 300 кг (сейчас тяга Д-30КУ-154 - 10 500 кг).

По словам Данилова, проект уже получил положительное заключение в Центральном институте авиационного моторостроения и в Авиакомплексе им. Ильюшина, а в течение месяца прояснится позиция "Росавиакосмоса", Госслужбы гражданской авиации и КБ им. Туполева. Стоимость модернизации пока не раскрывается, но, как выразился Данилов, "проект обещает быть проходным по деньгам", т. е. новые двигатели не будут в несколько раз дороже, чем планер (т. е. крыло и фюзеляж) самолета.

В случае успеха проект модернизации Д-30КУ/КП/КУ-154 сулит весьма любопытные перспективы. По словам Данилова, "в результате модернизации расход топлива сократится на 15% - в среднем для Ту-154М это дает экономию порядка $200 000 в год".

Правда, при таком раскладе самолет нового поколения Ту-204, который создан для замены Ту-154 и стоит сейчас порядка $18-20 млн, становится просто никому не нужен. К возрождению Ил-62 можно отнестись с некоторым скептицизмом - при всех его достоинствах это самолет уже не вчерашнего, а позавчерашнего дня. Зато открывается блестящая перспектива ремоторизации Ил-86 - его нынешние двигатели НК-86 не только чересчур шумят, но и слабоваты для этого самолета. А их замена на Д-30КП, как говорят специалисты, никаких технических проблем не представляет, надо только оформить документацию.

Провозглашенная президентом Путиным цель - удвоить ВВП - неминуемо приведет к резкому росту пассажирских перевозок: в мировой экономике это величины пропорциональные. Поскольку сейчас объем производства самолетов "нового поколения" близок к нулю, решить проблему авиаперевозок смогут только старые проверенные (и освоенные в эксплуатации!) советские самолеты. А авиапром сможет не торопясь заняться разработкой самолетов послезавтрашнего дня.

08.07.2003
www.aviaport.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован