В: Законодательное обеспечение модернизации вооруженных сил и оборонно-промышленного комплекса. Будучи приглашенным на заседание круглого стола с таким названием, я ожидал более чем серьезной, интересной дискуссии о том, как будет вооружена наша армия и какими заказами обеспечены высокотехнологичные оборонные предприятия. Однако, к большому моему сожалению, участники сообщили, что работа будет проходить не в закрытом, а в открытом формате. То есть говорить о модернизации армии вряд ли кто-то из приглашенных высоких лиц решится.
КОР.: Перед каждым участником круглого стола положили папку с выдержкой из послания президента, в котором о модернизации вооруженных сил говорится достаточно. Как только слово взял представитель Генерального штаба, его попросили не сказать лишнего. Сослались на секретность.
ВИКТОР ЗАВАРЗИН (председатель комитета Госдумы РФ по обороне): Я понимаю, что очень серьезная аудитория у нас сегодня присутствует на нашем участвует в круглом столе, поэтому, знаете, какую тематику можно, значит, освещать здесь. Поэтому хотелось быть может больше, но это совершенно другой будет форум нашего разговора.
КОР.: Из-за жары собравшиеся разделись. Но разговор жарким так и не получился. О вооружении совсем не говорили. Начальник финансовой службы Минобороны Любовь Куделина опоздала минут на 20. С поправкой на секретность она рассказала ни о заказе новейшего оружия, а о военной форме, на которую тоже денег не хватает.
ЛЮБОВЬ КУДЕЛИНА, начальник служба экономики и финансов Министерства обороны РФ: - На сегодня уровень обеспеченности всех военнослужащих военной формой составляет 60 %. Выйти на 100 % обеспечение, что и предписано постановлением по тем нормам, которые введены и должны как бы быть полностью реализованы, не хватает один и шесть миллиардов. Любая силовая структура, Минобороны или другое ведомство, стоит перед выбором, увеличить горюче-смазочные материалы и не сокращать уровень боевой подготовки или решать эту проблему.
КОР: С каким оружием будут родину защищать вооруженные силы и когда оно появится, журналисты так и не узнали. Оказалось, большинство собравшихся пока тоже не знают.
АЛЕКСЕЙ КУБРИН, заместитель начальника Департамента аппарата советников президента РФ: - До настоящего момента федеральная целевая программа развития оборонно-промышленного комплекса пока ее еще вот в полном объеме в том понимании как, на сколько промышленность готова к реализации государственной программы вооружения, представления особого нет.
КОР: Глава комитета по обороне предупредил, все выступления участников круглого стола стенографируются. Потом расшифровки будут изучать, обсуждать и делать выводы. Модернизация армия дело не скорое.
Владислав Шикоян, Марк Новогрудский, Александр Кобызев, ТВЦ, Москва.
В: Зам. председателя думского комитета по обороне Михаил Бабич в студии "25 часа". Добрый вечер.
Михаил Юрьевич, давайте сразу определимся. Вы мне скажите: мы имеем право знать о модернизации нашей армии или это секретное дело, и мы сейчас 6 минут тут с вами помолчим?
МИХАИЛ БАБИЧ (зам. председателя комитета Госдумы РФ по обороне): Вы знаете, я бы не продолжал эту пессимистическую ноту, которую мы сейчас видели, потому что, безусловно, есть секретные элементы в модернизации Вооруженных сил. Но общие параметры, общие подходы, концептуальные подходы, мы можем с вами свободно обсуждать, и я думаю, что будет это интересно и специалистам, и нашей широкой аудитории. Поэтому этой проблемы здесь не вижу.
В: Не понимаете мое недоумение, потому что я пришел услышать о том, какие новые вооружения поступят в мою армию, в которой я служил. Понимаете? А я слышу о пайках, о соцгарантиях, о квартирах... У меня ощущение, что я оказался на свидании социального комитета, а не комитета по обороне.
М. БАБИЧ: Ну, это не совсем так, потому что, во-первых, затронули только часть нашего диалога, который продолжался более двух с половиной часов. Хотя и пайки и социальные гарантии тоже являются социальным элементом реформирования оборонно-промышленного комплекса в том числе. Но я не оговорился, потому что социальное самочувствие наших военнослужащих, социальное самочувствие нашей военной науки во многом предопределяет успех и реформирование оборонно-промышленного комплекса. Но мы сегодня говорили, в том числе и о подходах к реформированию. У нас сегодня не стояла задача, перед нашим форумом, перед нашим круглым столом разобраться, какие системы вооружения будут поступать. Нам это хорошо известно. Это действительно закрытая часть нашего разговора. Формируется государственная программа вооружения. Она будет сформирована на 2007-1015 годы. И там будет детально прописано все эти системы, все эти объемы, которые будут поступать в войска на ближайшие 8 лет. Но мы сегодня говорили немножко о другом. Мы говорили о состоянии оборонно-промышленного комплекса. И я бы сделал акцент на слове промышленного комплекса. Что получилось? Начиная где-то с 90-го года, последующие 10-12 лет страна, вы знаете, в значительной степени недофинансировала самые необходимые и самые жизненно важные расходы Вооруженных сил. И, когда у нас появилась экономическая возможность финансировать развитие Вооруженных сил, финансировать модернизацию Вооруженных сил в начале XXI века, мы без удивления, потому что мы были к этому готовы морально и с учетом знания обстановки, увидели, что, а промышленности-то как таковой, той промышленности, которая должна производить новейшие системы вооружения...
В: Уже и нет.
М. БАБИЧ (зам. председателя комитета ГД РФ по обороне): ...новейшие системы военной техники, ее уже нет. Нет науки, нет кадров, нет технологического оборудования, нет этих магических цепочек, сопряженных между собой в кооперацию.
В: С этого надо, значит, начинать сейчас?
М. БАБИЧ (зам. председателя комитета ГД РФ по обороне): А вот этот вопрос мы сегодня и обсуждали. И именно об этом мы сегодня говорили, о законодательном обеспечении. Каким образом нам сегодня сформировать именно промышленную базу для того, чтобы переварить, вы вдумайтесь в то, о чем я сейчас говорю, совсем недавно начали об этом только говорить, переварить те деньги, которые мы сегодня выделяем на формирование государственной программы вооружения.
В: Что ... у меня никаких сомнений нет.
М. БАБИЧ (зам. председателя комитета ГД РФ по обороне): Вот у нас... Не-ет, вот здесь, вот здесь вы ошибаетесь, потому что последние два года мы не можем истратить те деньги, которые бюджетом запланированы на эти цели, потому что промышленность сегодня оказалась не готова. Не готова к производству вооружения, военной техники того уровня, который нам сегодня необходим...
Не готова оказалась ..... кооперации. Не готова оказалась по науке, новейшим разработкам систем вооружения военной техники. И вот сегодня, по сути дела, с момента создания военно-промышленной комиссии, что стало, так сказать, начальной точкой отсчета по сути дела, модернизации вооруженных сил, мы сейчас только, так сказать, пытаемся натянуть эти походы. Мы пытаемся расставить акценты, сформировать государственные холдинги в отраслевой принадлежности. В судостроительной, тактического вооружения, авиации, военно-морского флота и так далее. И поверьте мне, это не простая работа.
В: Верю. Не простая работа. Давайте, чтобы не углубляться в эту непростую работу в которой я уж то что не разберусь в оставшиеся там две минуты, вы мне, если это возможно, приоткроете завесу.
Все-таки, что у нас будет за вооружение, как мы будем модернизировать нашу армию. Вот президент, на своей пресс-конференции сказал, а у нас вот есть такие системы, которые и ПВО, в общем-то, не страшна и ничего не страшно. Вот у нас есть нечто такое, что составляет гордость мою, например, как россиянина?
МИХАИЛ БАБИЧ (заместитель председателя комитета Госдумы РФ по обороне): Вы знаете, можете не сомневаться, что стратегические ядерные силы Российской Федерации, безусловно, составляют гордость. Гордость нашей науки, гордость наших Вооруженных сил. Являются безусловным гарантом стабильности и безопасности нашего государства. В этом можете не сомневаться. Да, мы, действительно, сегодня не вышли на те темпы, на те объемы серийного производства современных систем. В том числе и ядерного вооружения. Но то, что сегодня эти образцы существуют, то, что они сегодня не единичны, то, что существует внятная концептуально продуманная программа постановки этих систем на вооружение, это сегодня факт.
В: Есть мнение, что то, что у нас есть, то, что еще пока работает, уже вот-вот, знаете, японцы на машину дают гарантию на сквозную ржавчину 12 лет. Гарантия к концу подходит. Вот-вот проржавеет.
М. БАБИЧ: - Вы знаете, было бы глупо отрицать, что это так. Во многом это так. Действительно, у нас огромное количество устаревших систем вооружения. Действительно, у нас стоит проблема продления сроков службы, действительно у нас стоит проблема утилизации устаревших систем вооружения. Но, тем не менее, я еще раз хочу, так сказать, акцентировать внимание и вас и наших телезрителей, сегодня фундамент реформирования вооруженных сил в военной организации страны он заложен. Приняты концептуальные решения Совета безопасности, президента Российской Федерации.
В: Т.е. ... начал крутиться?
М. БАБИЧ: - Конечно. И тут нужно просто набраться терпения, нужно просто верить в страну, нужно верить в экономику, нужно верить в наших руководителей, потому что, ну, без этого, так сказать, нет никакого смысла продолжать эту работу. Да. А то, что сегодня эта работа ведется, я думаю, что вот если детально даже проанализировать сегодняшнее наше заседание, прозвучали очень разумные, очень внятные вещи, я вас скажу, что три года такого услышать было невозможно. Т.е. той глубины понимания, которой мы сегодня достигли, этого, безусловно, не было. И сейчас стоит задача сложить усилия, чтобы появилась сопряженных наших экономических возможностей и промышленного научного потенциала.
В: Будем верить. Спасибо.
М. БАБИЧ: - Нам ничего с вами не остается.
В: Вам еще остается работать. Михаил Бабич, заместитель председателя комитета Госдумы по обороне был сегодня гостем программы. Мы сделали с ним еще одну, вторую за день, попытку выяснить масштабы модернизации вооруженных сил России и ее оборонно-промышленного комплекса. И в подтверждении актуальности этой темы в современном мире.
ТВЦ 25 Час. События время московское. Москва
30 Июня 2006 г.