Лавры Москвы и Ленинградской области - лидеров по привлечению инвестиций - не дают покоя руководству Тверской области. Ради инвесторов здесь сформировано Агентство регионального развития, напрямую контактирующее с иностранными компаниями, и вступил в силу областной закон "Об условиях и порядке предоставления субвенций инвесторам". Многие крупные европейские и китайские компании уже не только изъявили желание вкладывать деньги в тверскую экономику, но уже строят здесь свои производства. В целом же инвестиционный портфель области тянет на миллиард долларов. Секрет превращения дотационного региона в динамично развивающийся раскрыл корреспонденту РБК daily РУСТЕМУ ФАЛЯХОВУ губернатор Тверской области ДМИТРИЙ ЗЕЛЕНИН.
- Вы три года возглавляете Тверскую область. Какое наследство вам досталось?
- Это типичный российский регион, 45-е место в России по экономическому потенциалу. Здесь нет месторождений, крупных предприятий, нефтепереработки. Население - всего миллион четыреста, а территория большая, даже больше, чем Краснодарский край. Тем не менее неперспективных регионов, я считаю, не бывает. Поэтому в качестве стратегической мы провозгласили задачу превращения области из дотационного региона в самодостаточный.
- Поделитесь секретом, как поднять регион?
- Мы стремимся создать в Тверской области максимально комфортные условия для инвесторов. Отечественных и зарубежных. Месяц назад, например, был принят областной закон "Об условиях и порядке предоставления субвенций инвесторам". Он регулирует отношения с горлицами, реализующими на территории области инвестиционные проекты, связанные с созданием новых производств. По истечении трех лет инвесторам, вложившим не менее 150 млн руб., будет компенсироваться часть налоговых затрат за счет областного бюджета.
- Если условия ведения бизнеса в вашем регионе столь привлекательны, почему тогда такие монстры, как Тоуота или Ford, выбрали Ленинградскую область?
- Где разместить такого уровня бизнес, решают не только регионы вместе с инвесторами. Вы же понимаете, многое зависит и от федеральных властей. Западные компании, приезжающие в Россию, особенно те, у кого велики риски, естественно, ищут государственной поддержки. Мы в прошлом году боролись за Siemens, но эта компания тоже ушла в Ленинградскую область. Административный ресурс перевесил.
- Но вы же состоите в "Единой России", разве членство в партии власти не подразумевает наличие административного ресурса?
- Губернаторов-единороссов в стране много. К тому же каждый регион, по крайней мере те регионы, которые вокруг Москвы, могут предложить инвестору примерно равные налоговые и земельные преференции.
- Так от губернатора ничего не зависит?
- Могу дать крупному инвестору личные губернаторские гарантии. Наш регион находится в шорт-листе нескольких компаний с мировым именем. В свою очередь, каждая солидная компания выбирает из пяти-шести регионов. Не могу пока их назвать, мы над этим работаем. Одна западная компания из трех обычно высаживается в регионе, остальные уходят.
- Кто остался?
- Только за два последних года подписано протоколов о намерениях строительства в области предприятий с общим объемом инвестиций около 30 млрд руб. Например, старейшая финская компания Alstrom приступила к строительству завода по производству стеклохолста. Это 38 млн евро инвестиций. А в Зубцовском районе будет построена пятизведочная гостиница с полем для гольфа на 50 га. Есть протокол о намерениях с европейской "дочкой" американской компании Georgia-Pacific. У них сейчас сменился собственник, но мы надеемся, что все равно под Торжком будет построен завод по выпуску гигиенической бумаги Lotus. В случае успешного завершения переговоров будет вложено около 300 млн евро.
- В советские годы Тверь считалась городом программистов...
- Действительно, в Твери в 80-е годы прошлого века располагались крупные научно-исследовательские институты. Этот потенциал сохранен и развивается. Еще два года назад на территории области был открыт крупнейший в России торгово-посылочный комплекс группы французских компаний, затем из Москвы в Тверь переведен известный интернет-магазин Ozon.ru и начали стремительно расти саll-центры. Надеюсь, следующим шагом станет перевод из столицы бэк-офисов крупных IT- компаний и банков.
- Бывает так, что "Единая Россия" принимает закон, который вам, губернатору-единороссу, невозможно исполнить?
- Бывает, конечно, что единороссы запаздывают с принятием некоторых законопроектов. К примеру, лишь месяц назад приступили к рассмотрению закона о спорте. Сейчас в законодательстве нет понятия "спортивное сооружение", и региональная власть не может дать преференции спорткомплексам, например, облегчить налог на землю. Сейчас они налоговых преференций не имеют и вынуждены порой продавать там пончики.
- Признайтесь, вам хватает полномочий для реализации намеченных планов? Сейчас Госдума предлагает поднять часть полномочий и, соответственно, бюджетную обеспеченность с муниципального уровня на региональный.
- Если сиюминутно рассуждать, то мне нужно больше власти, если стратегически - мне не нужно больше власти. Если мы говорим о развитии демократии, об отношении избирателя к власти, то тут лучше не вмешиваться.
- Но если мэр откровенно не тянет?
- Тогда нужен механизм решения тех проблем, которые "наворотил" муниципалитет, вплоть до снятия избранного мэра. Нужен механизм ответственности на выборной должности. Но патерналистские настроения в обществе тоже вредны. Каждый должен работать на себя. Если мы все будем делать за население - назначать мэров, фильтровать кандидатов в депутаты, люди не будут чувствовать себя сильными, способными к саморазвитию. И, кстати, на выборы перестанут ходить.
PБK daily (Москва), No 037, 15.11.2006