В России появилась новая молодежная организация. Однако связана она не с политикой, а с наукой. В Российском Университете Дружбы Народов прошел Учредительный съезд Молодежного отделения Российского Исторического общества. Базой для Молодежного отделения стал созданный при РУДН Центр Исторической Экспертизы и Государственного Прогнозирования. Именно его сотрудники выступили инициаторами создания новой структуры.
Сегодня Молодежное отделение РИО должно стать проводником смыслов и конструктивных идей между государством и народом. Кроме того эта организация покажет важность привлечение молодых специалистов не только в инженерию, но и в гуманитарную сферу. Также она поставит перед участниками ряд задач, заданий и проектов, в которых они будут задействованы.
Сегодня, к сожалению, происходит выпуск молодых историков в никуда. Если в Москве и Санкт-Петербурге новоиспеченный специалист кое-как может найти применение полученным знаниям, то в глубинке такого человека в лучшем случае ждет место учителем истории в средней школе. Важно отметить, что многие вообще не идут в научную деятельность, особенно историческую, из-за непрестижности специальности. Ведь слово «менеджер» звучит лучше, чем «научный сотрудник». Отсюда возникает ряд взаимосвязанных проблем: научные кадры стареют, «деды учат внуков, а не отцы сыновей»; это открывает почву различным фальсификаторам истории и спекулянтам, открывает простор для дилетантов и т.д. К чему это приводит, мы все прекрасно видим на примере Украины.
Возьмем, к примеру, институт археологии РАН. Там закрыто больше половины экспедиций, которые процветали в советское время; молодых специалистов – практически нет. Не идут туда люди. Не видят в этом смысла. В тоже время на Западе проводят программы, которые поддерживают молодых археологов; их страны активно финансируют все экспедиции. Так, например, в Средней Азии сейчас активно копают немцы и американцы, которые таким образом расхищают историческое наследие региона. Кто копает твою историю, тот её и пишет. Нам стоит поучиться у запада тому, как археология находится на службе государства: на одной из конференций наши археологи даже в шутку высказались, что если им дадут задачу, они только по одному виду керамики докажут, что Прибалтика была наша. Примерно этим и занимаются западные институты, а мы – нет.
Прогнозирования Б.Г. Якеменко и Председатель Правления Российского Исторического Общества С.М. Шахрай
Теперь представьте, что будет, если они активно развернутся в наших регионах. Найдутся «добрые люди», которые, предложив конфету, используют всех гуманитариев, уходящих в пустоту, против нас же. Не из пустого же места появились все эти разговоры о «независимой Сибири, Урале, Дальнем Востоке». Всё это произошло из-за того, что просто не было тех людей, которые бы следили за порядком в доме.
Молодежное отделение РИО призвало ребят из регионов к решению этих проблем, предложив им почву для размышления. В-первую очередь, упор был сделан на то, что историки должны «уходить» в Интернет-пространство. При всем уважении к ученым, многие из них не могут вызвать интерес у молодых людей только потому, что они не общаются на их языке.
Яркий пример: популярность выставок «Рюрикович» и «Романовы» во многом связана с тем, что авторы ушли от шаблонных представлений о таких мероприятиях и оригинальным способом донесли до посетителей идею. Конечно, любой профессиональный историк увидит где-то неточности, но это мелкие детали, которые легко исправить. Главное здесь – форма подачи. Именно поэтому новое поколение историков, которое лучше ориентируется в интерактивном пространстве, сможет применить на практике полученные знания и опыт создавая интересный интернет-контент. Через него появится возможность не просто обучать людей, но и бороться с фальсификацией истории.
Важно отметить, что Владимир Путин в этом году не раз заявлял о важности истории и того, чтобы общество всегда знало прошлое своей страны. Так, например, на ноябрьской встрече с историками – опять же, это были молодые специалисты – он дал понять, что одна из главных задач историков – помощь политикам в нахождении ответов на современные вызовы. «Задача таких специалистов… заключается как раз в том, чтобы помочь и мне, моим коллегам, где бы они и в каких бы уровнях власти ни работали, разобраться как раз в этом – чем руководствовались прежние поколения российских людей, где бы они ни служили Отечеству, при принятии тех или иных сложных, менее сложных, важных, второстепенных, судьбоносных решений... Это чрезвычайно важно, это интересно и очень полезно. И мы очень рассчитываем на вашу помощь».