Эксклюзив
01 марта 2012
3169

Момент творчества

Ольга Гороховская из рубрики "Дневниковые измышлялки"

Творческий процесс не заканчивается тогда, когда встаешь из-за стола. По-крайней мере, так у меня.

Нескончаемая череда мыслей, умозаключений, наблюдений, нахождение сюжета и т.д. это и есть - творческий процесс. С раннего утра, как только есть возможность побыть самому и предаться раздумьям, я это делаю. Читаю книжку и если нахожу "вкусные фразы" выписываю, если есть интересные мысли, откладываю книгу в сторону и делаю свои выводы. А как бы я ответила на этот вопрос? что я думаю по этому поводу?
Когда твоя мысль совпадает с каким-то автором, радуешься - здорово, что вы думаете в одном направлении. Когда вижу, как хорошо автор пишет портрет человека, беру на заметку. Проигрываю в голове образы.
Смотрю фильмы и изучаю людей. Да, какой оператор молодец - хороший кадр сделал! Какая актриса молодец - хорошую эмоцию выдала и т.д.
Творчество во всем.

Иногда, произношу вслух целые монологи. Зачастую, я не успеваю "донести их до стола". Теряются....

Когда я говорю, что начала писать с 6 лет, это значит, что с этого возраста, я не умела жить по другому. Вела постоянно дневник. Все годы, я записывала на бумагу происшествия, мысли, наблюдения. Пыталась описать как же я вижу людей, что с ними происходит, чего они хотят.

Часто злилась на себя, что нет пластики языка. Вроде описал знакомого, а не характера его не смог передать, ни внешность толком описать.

Когда мне было лет 14-15, я не знала для чего я пишу. Понимала, что жить по другому я не умею. Что только так - счастлива. Складывала исписанные тетради в стопочку. Авось, пригодится. Я не знала, где я буду жить, кем я стану. Но желание писать было главным.

Когда мне было лет 17, я думала, что творчество это то, чем хочу заниматься.
Планировала стать учителем литературы и даже пыталась поступить в педагогический колледж, намереваясь рассказывать детям о литературе, и самой потихоньку писать.
Ни дня без строчки - девиз Юрия Олеши стал и моим девизом. Где бы я ни жила, чем бы не занималась, каждый Божий день я писала.

Я не стремилась публиковаться, потому что понимала - сплошное баловство, нет ничего в этих творениях, что могло бы быть интересным и ярким.
Когда узнала про существование Литинститута, поняла, что там меня могут научить.

В Москве, творчество стало более оформленным желанием. Я поняла, что я хочу стать писателем. Чем больше я читала, тем больше понимала, куда же мне стоит идти. Что нужно искать.
Брала книги Достоевского, Толстого и выписывала в свои дневники портреты людей. Это давалось сложнее всего.
вот, ФМ описал героиню так. Глаза, движение рук, характер....
Решала описать свою соседку по комнате, следила за ней, изучала ее. А потом, выписывала. Получалось плохо.... я это понимала.
Но конечно же, не только в этом направлении я работала. Был духовный опыт. Молитвенный. Телесный.
Это все - совершенно разные опыты.

Делая какие-то умозаключения, недоумевала. Задавала себе самые разные вопросы: от - а есть ли справедливость и до что будет с нами после смерти?
Каждый подобный вопрос требовал ответа. Не книжного, а моего личного.

Я не читала газет, у меня не было интернета, я не слушала радио, не смотрела телевизор. Варилась в собственном соку много-много лет подряд. Любое столкновение с миром приносило боль. Потому что у меня были маленькие опыты познания гармонии и я, каждый раз видя, как люди разрушают себя, недоумевала. Люди, ведь счастье - оно рядом. Оно в вас самих... только руку протяните....

Каждый опыт, не вполне осознанно переносила на бумагу. Выписывая его в рассказах, которые потом забрасывала. Улучшала, редактировала, дописывала. Когда я понимала, что этому рассказу я не могу дать большее, я шла дальше.
К каким-то через время возвращалась. Но я не бросала свои вещи на половине пути. Я возвращалась к тому, что могла улучшить.
Рассказов было много. Очень много.
Еще больше - прочитанных книг, изученных людей.
Я выводила свои психологические типы людей: по форме ногтей, структуре волос, телосложению, движениям. люди раскрывались, а мне было интересно их поглощать.

Был период "гипсовых людей" - об этом я рассказывала. Когда я видела человека, но в моей голове была совершенно иная картина - я лепила их. Меняла форму носа, губ, глаз. Это сложно объяснить. Вроде бы ты общаешься с человеком, он исповедуется тебе, а ты - внутри себя, лепишь его другим. Доводя лица до совершенного и статуэтного состояния, я переносила их на бумагу.
Выискивала все новые и новые образы. Пыталась изучить энергетику людей. задавала все новые и новые вопросы, выписывала на бумагу свое видение мира. И по прежнему, прочитывая книгу - вела длинный диалог с автором. Каждая прочитанная книга, - диалог. Порой, на пережевывание какой-то книги у меня были исписаны 10-20 страниц. И практически никогда я не писала в своих дневниках: прочла книгу. хорошо написано.
что хорошо? что я думала в тот или иной момент?
Читаешь Шукшина. хорошо, интересно. Но вдруг, промелькнула у него какое-то наблюдение с которым я не согласна, и я откладывала книгу в сторону и писала в дневнике, что же я думаю по этому поводу... почему согласна, а почему нет.
А в следующий раз, читаешь сонеты Петрарки посвященные Лауре и думаешь: а ведь подобный опыт был и у меня - моя любовь к ВК. Начинаешь размышлять на эту тему. День-два-три-четыре. А потом, записываешь свои мысли в тетрадь. Иногда, получались рассказы, иногда - простое описание своих чувств, сопоставление.
Да-да, это чувство схоже с тем, что испытывал Петрарка к Лауре. Он не знал ее. В реальности, она была обычной толстой женщиной, матерью 5 детей, жила на соседней улице с ним. А в его сонетах это тонкая, хрупкая возлюбленная.
И ведь верно, ВК может пить алкоголь, курить травку - тебе об этом ничего не известно, ты испытываешь совершенно другие чувства....
Настоящей Лауры никто не знает, сонеты Петрарки сделали ее бессмертной.
А зачем Господь послал ему эту любовь. Она ведь небесная - чистая, как роса на весенней траве. И к этому чувству боишься прикасаться. Вот и у меня - есть моя хрустальная, теплая звездочка, которая ведет меня уже столько лет.
Окунаешься в это чувство и снова исписываешь сотни листов. Пойдут ли они куда-то? может в топку, может из них что-то и родится....

Потом был период "стеклянных людей". Я не видела их внешности, я не видела их нутра. Я думала из какого материала они сделаны? а какого цвета. В твоей голове возникают все новые и новые образы, которые кажутся тебе красивыми. Иногда, на поиск одной строки уходили месяцы. И все ради одного образа, одной строчки....
сейчас все стало спокойней. Может, потому что пишу роман.
Каждая творческая работа приносит свои ощущения, и они не похожи друг на друга. Разный ритм, разный поиск, разный результат.
В романе я не ищу красивые строки и образы, потому что тут реализм. Это описание жизни. Прошлого. И для того, чтобы попасть в настроение прошлого, чтобы попытаться его реконструировать - читаю соответственные книги, смотрю фильмы прошлых лет, слушаю музыку прошлых лет. Из 5-6 прочтенных книг может родиться страница своего текста.

А может, быть написано 80 страниц, которые затем пойдут в корзину. Прежде чем я нашла ту форму в которой пишу сейчас, и исписала 7 вариантов. Каждый из которых 50 -100 страниц.
в корзину.

из прежних вариантов я не взяла ни строки.

Исписывала одни и те же события разными словами, пыталась по разному чувствовать, испытывала разные чувства.
Едешь в автобусе и метро - читаешь. Что-то выписываешь, что-то помечаешь, обдумываешь. Потом - работа, в перерыве книги, или кино.... иногда, расспрашиваешь людей, делаешь пометки, снова и снова возвращаешься к уже написанному и переписываешь заново. И так, всю неделю. Выходные - дни творчества.
Задача: за неделю наполнить себя, чтобы на выходных - выплеснуть. А это значит, что всю неделю ты ищешь новые эмоции, новые образы, новые мысли. Каждый день подчинен творчеству....

А иногда, просидишь все выходные за столом, а на выходе - ноль. Ну, не пишется. Нет ни строчки хорошей.... или, тебя переполняют совершенно иные эмоции, чувства. выдавливаешь из себя по капле, редактируешь что-то, а когда понимаешь, что ничего не получится, разочарованной встаешь из-за стола и идешь заниматься домашними делами, или читаешь книгу, понимая, что за всю неделю ты не смог накопить что-то архиважного, что бы сейчас могло вылиться на бумагу.

Творчество не начинается, когда ты садишься за стол и не заканчивается, когда ты встаешь из-за него. Творчество это полное подчинение твоей жизни, тебя самой этому непрекращающемуся процессу. Видишь ли ты сны, читаешь ли книжку с ребенком, или идешь в кинотеатр всей семьей - ты ищешь, ищешь, ищешь....

поэтому, я не могу сказать, что есть какой-то один момент творчества....

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован