Эксклюзив
Тимофеев Сергей Александрович
08 октября 2024
831

Мораль и власть

 

Прогуливаясь по Мюнхену, невозможно пройти мимо этого, не блещущего архитектурными изысками, здания, около которого постоянно толпится публика. Это Hofbraeuhaus, может быть, самая большая, но в остальном  обычная пивнушка - biergarden. Таких здесь, в баварской столице, много. Но эта всё же  особенная. Здесь нет мемориальной доски, но это место значимо в истории человечества - в этом здании впервые подал голос народившийся немецкий фашизм. Именно Hofbraeuhaus был в ноябре 1923 года эпицентром знаменитого пивного путча - первой вылазки германских нацистов. Тогда у них не получилось, и они пошли другим путем.

Сегодня об этом не модно вспоминать, но аморальную власть третьего Рейха народ Германии получил в соответствии со всеми принятыми в то время демократическими процедурами. В этом историческом факте кроется проблема, не разрешенная в системе современных представлений о власти вообще, и демократии, в частности: является ли демократия гарантией от формирования тотально разрушительной и полностью аморальной власти?

Я предлагаю нам вместе подумать о границах морали в пространстве власти. Или о пределах власти в области морали. Вопрос формулируется так: "возможна ли моральная власть? "

И еще: совместна ли мораль и власть, или властные функции требуют и диктуют отказ от норм морали, а все различие между правителями заключается в разной степени умения маскировать свою властную аморальность?

Напомню, что в свое время именно рафинированно аморальная власть российских большевиков представлялась многим демократически настроенным интеллектуалам образцом государственного управления. Гиганты мысли: Бернард Шоу, Андре Жид, Лион Фейхтвангер… не чурались написать восторженные статьи и книги о советской власти.

И сегодня мы снова видим, как озвучивание лозунгов о приоритете свободы, прав человека автоматически обеспечивает ореол моральной чистоты любому властеискателю. И ему (как ранее Сталину) прогрессивная общественность прощает некоторые "шероховатости", связанные с решением непростых проблем государственного управления в устремлении строительства общества поголовного счастья.

Итак, мораль это существующая в данном обществе система воззрений, охватывающая понятия добра и зла, справедливости, совести, смысла жизни. А власть это право на легитимное насилие.

Уже одно сопоставление этих определений достаточно, чтобы понять простую и достаточно очевидную истину: государственная власть находится вне поля действия общественной морали. Но если всё это так, то почему вообще возникает вопрос о моралите по отношению к власти? Откуда истекает лавина обид на аморальность власти, если мораль свойственна ей как корове седло?

Поскольку власть не абстрактна, а персонифицирована, то и сохранение общества - основная функция государственной власти - отождествляется в обыденном сознании со стремлением властолюбцев (а иных там и не бывает!) к самосохранению в этом качестве. Власть постоянно отражает внешние (по отношению к государству) и внутренние (по отношению к себе) угрозы. Процесс государственного управления, это - постоянный экстрим. Обязательная необходимость достижения результата в экстремальных условиях диктует применение мер, в рамках которых морали, как правило, не остается места. Но реализация властных функций - это поступки конкретных людей, представленных во власти. Совершая деяния в пользу государственного интереса, они могут преступать и фактически преступают нормы морали, т.е. строго говоря, становятся людьми аморальными. Именно отсюда и проистекает известное: "политика - дело грязное".

Таким образом, говоря о морали по поводу власти, мы на самом деле имеем в виду нравственную оценку поведения отдельных людей, представленных в ней. И здесь возникает вопрос - моральны ли эти люди внутренне? Сохраняют ли моральные принципы и соблюдают ли нравственные табу наши властители? Они совершают аморальные поступки только по поводу выполнения властных функций, до этих пределов или всегда и постоянно? Может быть, они подобны трагику, только что принародно задушившему Дездемону: заходят за кулисы и становится обычными людьми? Как нам комфортнее ощущать этот мир: с сознанием того, что у власти находятся моральные уроды или с ощущением того, что они  лицедеи?

Вот вопрос!

Общество требует от власти быть моральной, не особо вдаваясь в рассуждения по поводу того, присуща ей мораль или нет. Иногда требует. Поэтому бывает так, что скандалы сотрясают мир.

Великобритания в момент вывода своих войск из иракского города Басра вступила в тайный сговор с боевиками "Армии Махди".

Представители НАТО за спиной афганского правительства вели тайные переговоры с талибами и были пойманы на месте...

Не счесть таких "скелетов в шкафах", расположенных в коридорах любой власти...

Так было, так есть и так будет.

Интересно, что мнение обывателя по поводу оценки аморального поведения демократично выбранной власти, если оно дает в итоге положительный, с его позиций, результат, чаще всего позитивное. Полное ощущение аморальности власти, с возмущениями в её адрес, возникает только тогда, когда под угрозой оказываются наши собственные интересы.

Общество разрешает власти быть аморальной. Но с ограничениями. Власть может быть аморальной, но "на экспорт". И даже в этих случаях, власть обязана найти веские доводы, позволяющие обывателю выдать ей мысленную индульгенцию на совершение аморальных поступков. Зияющая моральная дыра в виде незаконной тюрьмы в Гуантанамо, прикрытая кисеёй рассуждений о пользе для Америки, прекрасный тому пример.

Но и в оправданиях есть предел. Для любой власти (хотя она, как мы выяснили, и вне морали) морально всё, кроме поражения. По большому счету доказательство этого тезиса, начатое в Нюрнберге, продолжается в Гааге.

Из всего сказанного можно заключить, что моралите власти заключается в умении элиты не демонстрировать во всей красе обществу и миру всю зияющую глубину своей аморальности.

И это, наверное, самый главный вывод, который мы можем сделать.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован