30 марта 2006
3294

Мосгордума не стала обращаться в КС за разъяснениями норм федерального закона об организации региональных органов власти

29 марта на заседании Мосгордумы был отклонен проект постановления о запросе в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности отдельных положений федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Как сообщил координатор фракции "Яблоко - Объединенные демократы", которая внесла документ на рассмотрение в думу, Сергей Митрохин, основанием для обращения в Конституционный Суд стала обнаружившаяся неопределенность в вопросах соответствия Конституции РФ ряда положений федерального закона об общих принципах организации органов власти в субъектах РФ.

В частности, сомнения вызывают положения о наделении Президента РФ правом отрешения от должности руководителя субъекта Федерации в связи с утратой его (президента) доверия, а также - правом распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации, если представленная Президентом РФ после трех раз кандидатура руководителя региона не будет парламентариями утверждена.

Сергей Митрохин подчеркнул, что запрос не касается самого факта представления кандидатур Президентом, так как КС уже признал эту норму не противоречащей Конституции, не оспаривается и само право отрешения руководителей регионов от должности, оспаривается мотив - "утрата доверия", так как это выражение не определено юридически.

Авторы запроса полагают также, что Президент не может быть наделен полномочиями по роспуску органов власти, указанных в Конституции. При этом Сергей Митрохин подчеркнул, что аналогии с роспуском Государственной Думы некорректны, так как в отношении ее в Конституции прописано право Президента РФ на роспуск.

Впрочем, отмечено в проекте запроса, это не означает, что никаких вообще мер Президент или другие федеральные должностные лица не могут применить к руководителю субъекта РФ. Он, как и любой гражданин, может быть привлечен к ответственности уголовной, административной, гражданско-правовой и другой. Возможно и отрешение от должности, но только по решению федерального суда в рамках уголовного дела или в связи с выражением ему недоверия законодательным органом власти.

Однако конституционные возможности Президента "по оказанию давления на законодательный орган власти", по мнению авторов запроса, исчерпаны соответствующей статьей Конституции. Как сказано в основном законе страны, для разрешения разногласий могут использоваться согласительные процедуры, а в случае недостижения согласованного решения Президент РФ может передать разрешения спора на рассмотрение соответствующего суда.

"Своевременным и обоснованным" назвал представленный документ Сергей Никитин (фракция КПРФ), так как речь, по существу, идет о том, какой - демократической или тоталитарной - будет система власти в стране. Фракция КПРФ поддержала представленный документ.

Против обращения в Конституционный суд выступила фракция "Единая Россия". Как объяснил ее лидер Андрей Метельский, с аналогичными жалобами в Конституционный Суд уже обращались граждане, оспаривающие конституционность положений Федерального закона об общих принципах организации законодательных органов государственной власти субъектов Федерации. В декабре прошлого года Конституционный Суд принял постановление, признав, в частности, не противоречащими Конституции правила, согласно которым гражданин наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ законодательным (представительным) органом государственной власти по представлению Президента.

Что же касается права Президента на роспуск законодательного собрания при определенных условиях, то, здесь, уверен Андрей Метельский, все логично и обоснованно. Поскольку КС признал не противоречащей Конституции норму о наделении гражданина полномочиями высшего должностного лица по представлению Президента, значит, должен быть механизм ее реализации. Он и предусмотрен Федеральным законом - после трехкратного отклонения предложенной кандидатуры или непринятия законодательным органом соответствующего решения Президент вправе распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации.

Если же такой нормы не будет, считает Андрей Метельский, то возможна ситуация, при которой Президент станет вносить сколько угодно кандидатур, а парламент их всех будет отвергать, и этот процесс может затянуться, парализовав работу органов государственной власти в регионе. Таким образом, фракция "Единая Россия" сочла подготовленный запрос в Конституционный Суд нецелесообразным и не актуальным, направленным против проводимой Президентом политики по укреплению государства, совершенствованию системы органов государственной власти и не отвечающим интересам избирателей.

Двадцатью двумя голосами "против" при семи "за" проект постановления о направлении запроса в Конституционный Суд был отклонен.


30.03.2006
http://www.regions.ru/news/1964220/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован