Главными звездами завершившегося в Костроме 19-го международного фестиваля актеров кино «Созвездие» стали глава Союза кинематографистов Никита Михалков, прилетевший в гости к костромичам по приглашению местного губернатора Игоря Слюнявина на предоставленном им вертолете, и актриса Наталья Захарова, помилованная президентом страны Дмитрием Медведевым и за несколько дней до фестиваля освобожденная из местной женской колонии.
Михалков эти волжские края давно знает и любит: тридцать лет назад в белом костюме Паратова он сводил здесь с ума «бесприданницу» Ларису Гузееву, которая, кстати, посетила церемонию закрытия «Созвездия-2011» и получила губернаторский приз как лучшая актриса спецпрограммы фильмов, снимавшихся в Костроме.
Захарова, впервые увидела Кострому из решетчатого окна автозака. В тот момент она вряд ли предполагала, что довольно скоро выйдет на сцену костромской филармонии с сольной программой «Лики любви», а восхищенные костромички станут внимать ее чтению классических текстов, попутно восторгаясь ее изысканными парижскими туалетами. Читала актриса Захарова и правда хорошо, успех имела заслуженный — причем такой, что одного выступления городу не хватило, и ближе к концу фестиваля «Лики любви» были исполнены ею повторно в зале на порядок вместительнее и опять с аншлагом.
В плотном графике Михалкова, представившего костромичам свою «Цитадель», второго дня для выступления на бис не нашлось, но ему и одного хватило, чтобы Кострома, которая слезам не верит (под таким немудреным названием и с не меньшим, чем у Михалкова, успехом прошел вечер Ирины Муравьевой), растаяла от избытка чувств — подобно Снегурочке, воспетой могучим русским классиком Островским, проживавшим в позапрошлом веке неподалеку и оказавшим Эльдару Рязанову посильную помощь в сочинении «Жестокого романса». Никита Сергеевич был вальяжен и благодушен: поделился планами по воплощению давнего замысла — фильма о Грибоедове, незлобиво пожурил идейных противников за близорукость, указал на недостаточность модернизации и нанотехнологий в деле достойного обустройства русской жизни, подчеркнул важную роль вертикали власти в этом вопросе, рассказал еврейский анекдот с поучительным русским финалом, посетовал на нравы столицы, превратившей себя в гламурную песочницу для кукол Барби, и одарил отеческим вниманием (а затем и присланной из Москвы видеокамерой) юного костромича Тимофея, прорвавшегося к нему на сцену и объявившего себя будущим режиссером.
Этими событиями, всколыхнувшими культурную жизнь Костромы, меню фестивальных угощений не исчерпывалось. Дал концерт Дмитрий Харатьян, авторский музыкальный проект осуществил Гоша Куценко, Аркадий Инин с Кирой Крейлис-Петровой зажгли на собственном вечере юмора и сатиры. А еще сколоченные актерские бригады три дня колесили по далеким — за триста километров от Костромы — уголкам области, куда нога живого московского артиста не ступала десятилетиями. «Созвездие» ставит свои социальные задачи никак не ниже собственно фестивальных, и для него визиты в Мантурово, Макарьев и далее почти везде значат не меньше, чем сольники знаменитостей в нарядных костромских залах, сборный гала-концерт на городской площади и конкурс актерских киноработ с раздачей призов, присужденных коллегами, вошедшими в жюри под председательством Владимира Коренева, навеки Ихтиандра.
Лучшими исполнителями главных ролей жюри признало Алексея Серебрякова («ПираМММида», реж. Эдуард Салаватов) и Анну Старшенбаум («Детям до 16…», реж. Андрей Кавун), которые обошли, в частности, Федора Бондарчука и Ксению Раппопорт, номинированных за «Два дня» Авдотьи Смирновой. На втором плане первенствовали Юрий Ваксман («Гидравлика», реж. Евгений Серов) и Ирина Муравьева («Китайская бабушка», реж. Владимир Тумаев). Киру Крейлис-Петрову из той же «Бабушки» объявили королевой эпизода, Светлану Смирнову-Марцинкевич («В субботу», реж. Александр Миндадзе) поощрили за дебют. Наконец, Владимира Котта («Громозека») премировали за создание самого удачного актерского ансамбля: все же актеры, что бы о них ни говорили, здравомыслия не лишены и понимают, что и режиссер в их судьбе что-то да значит.
Роман Азадовский 23/08/2011